58-летнюю Галину Мартынову, живущую в одесском поселке Таирова, знают многие: за свою жизнь женщина в одиночку вырастила 80 приемных ребятишек. Более десяти лет назад она основала благотворительный фонд "Наш світ" в поддержку сирот и трудных подростков, а при нем открыла центр социальной адаптации с собственным театром и газетой, художественной и столярной мастерскими, а недавно создала кружок юннатов, воспитанники которого спасают животных.
Почти всех зверей Галина Степановна выхаживает сама. В ее доме уживаются 17 детей возрастом от 10 до 23 лет, 70 собак и 78 кошек, птицы и экзотические зверушки.
Муж бросил из-за темнокожего приемыша
По профессии Мартынова - библиотекарь. Когда ей было восемь лет, она записалась в юннаты, подбирала брошенных животных на улице и относила в зоопарк. Подрабатывая с 17 лет в детской комнате милиции, приводила домой малолетних нарушителей на перевоспитание.
- Всерьез заняться опекунством я решила в роддоме после рождения дочери Виолы, - рассказывает женщина. - В одной палате со мной лежала студентка из Болгарии. Отец ребенка куда-то подевался, и она все время плакала, говорила, что теперь не сможет окончить университет, хотела даже избавиться от своей малышки. Я предложила забрать к себе ее дочь Надину, и она с благодарностью согласилась, чтобы я временно оформила девочку через опекунский совет. Когда я вышла к мужу с двумя свертками в руках вместо одного, он просто не поверил глазам!
Новоиспеченный отец все чаще просил жену родить ему сына. Но первые роды были тяжелыми, и Мартынова не решалась рожать во второй раз. Тогда пара решила взять ребенка из детдома. Так в семье появился семимесячный Лучезар. А через полгода Лучик внезапно… потемнел. Увидев, что приемный сын темнокожий, супруг поставил вопрос ребром: выбирай, мол, либо я, либо он. Галина предпочла сына. А у Надины спустя четыре года объявились родственники, которые взяли девочку к себе.
- Если бы вы видели, какой моя Надина стала красавицей! - с гордостью говорит Галина Степановна. - Замуж вышла за английского консула и уехала с ним в Эмираты. Но до сих пор помнит меня.
Галина усыновляет и берется выхаживать даже тех детей, которых врачи признали неизлечимо больными. Чтобы бороться с их недугами, Галина расписала до мелочей технологию кормления, приготовления пищи, методы лечения и ухода. Ее тетрадку с записями передавали из рук в руки даже опытные мамы. В соцслужбах говорят: мол, нам бы несколько таких "мартыновых" - и не нужны никакие приюты.
- У каждого ребенка - своя история. 14 лет назад я нашла Сережу - в парке под скамейкой. У него были струпья по всему телу, синяки и ссадины, а в волосах копошились вши. Он грозился, если его отдадут родной матери, утопиться в море, - вспоминает Галина. - Веронику мать шесть дней продержала в шкафу, Лаки пытались задушить, а Эмели жгли тело папиросами…
|
Хотят отобрать дом
На заре благотворительной деятельности двухэтажного дома в Таирова у Галины не было. Детей, нуждающихся в помощи, она приводила в небольшую квартирку в полуразваленных трущобах у одесского Привоза. Увидит в переходе бездомного мальчишку - и ведет к себе домой. Было тесно, трудно. Милиционеры не раз пытались забрать у нее детей, которых она, взяв к себе, еще не успела оформить.
На помощь государства Галина не рассчитывает - как-то выкручиваться помогают волонтеры.
- Какая там помощь от государства! Ее же все обвиняют в нарушениях, - говорит знакомая Мартыновой Анна Леонидовна. - У нее в доме то и дело оказывались неоформленные дети. Некоторых, пока собирала все необходимые справки, документы или заявления от отказавшихся родственников, ей приходилось учить самой, а не в школе.
Пять лет назад Мартыновой выделили дом под приют семейного типа. Но теперь его судьба висит на волоске, так как старшему из пяти детей, для которых здание формально отдали в пользование, уже исполнилось 18 лет. И по закону дом должен отойти обратно городу. Чиновники обещали переписать жилище на семью, а совершеннолетним детям выделить квартиры, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки. Так что выселяться семейству некуда.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Соседи ополчились против жильцов приюта
Люди сетуют на постоянный шум, вонь от выгребной ямы и фекалий животных. Они уже отключили воду Мартыновой, а теперь собирают подписи, чтобы выселить семью. Соседи говорят, что коты, для которых хозяйка отмежевала сеткой половину комнаты в доме, выходят по трубе на улицу и пачкают им дворы. А большая часть собак живет в утепленных вольерах во дворе, так что лай порой оглушает всю улицу.
- Тут от одной собаки много шуму, а представляете, что творится, когда вся эта псиная компания подает голоса хором?! - сокрушается соседка Надежда Михайловна.
В то же время Галине продолжают подбрасывать животных. Она признается, что готова продолжать деятельность, если ей предоставят другой дом. Женщина готовит обращение в городской совет.
- Мы просили частный дом где-то на отшибе, чтобы никому не мешать, а власти дали в спальном районе, - говорит Мартынова. - У меня еще столько планов. Мне бы хотелось создать там приют, а при нем открыть школу кинологов и проводить сеансы зоотерапии для детей.
ОФИЦИАЛЬНО
Сотрудники соцслужб разделились на два лагеря
Одни поддерживают Мартынову, другие всеми силами стараются от нее избавиться.
Дом регулярно проверяют различные комиссии. Недавно у Мартыновых побывала новоназначенный начальник городской службы по делам детей Ирина Дамаскина. Увидев двух собак, сидящих на кровати в детской спальне, она пришла в ужас.
- Там полнейшая антисанитария, - отметила Дамаскина. - Мы попросили Мартынову в двухнедельный срок избавиться от животных, иначе придется принять кардинальные меры и насильно отобрать дом.
В СЭС тоже не одобряют, что такое количество животных делят кров с детьми. Рекомендуют зверюшек переселить в вольеры во дворе. Также говорят, что в приюте созданы далеко не все условия для проживания ребят.
- В доме при таком количестве животных нужно как минимум заменить гнилую систему отопления, сантехнику и канализацию, - говорят в СЭС. - Там нет горячей воды и даже не работает туалет, а отходами из выгребной ямы заливает соседям огороды.
Впрочем, ветеринары, которые приезжают проверять домашний зверинец, не видят проблемы в большом количестве животных. Больше половины собак живут на улице в клетках, а для котов выделили часть нежилой комнаты, и по трубе они могут выходить во двор. В комнатах находятся только птицы, несколько кроликов и черепах.
Другие сотрудники соцслужб вовсю поддерживают Галину Мартынову. Они рассказывают, что женщину не раз отмечали грамотами за благотворительность в управлении по делам семьи и молодежной политики. А декан факультета романо-германской филологии одесского университета Лидия Голубенко, которая раньше, будучи депутатом, опекала семью, в восхищении от Галины Степановны.
- Таких бескорыстных и отзывчивых людей, как Галя Мартынова, редко встретишь, - говорит Голубенко. - Все дети в этой семье очень талантливые - играют на пианино и скрипке, рисуют, поют, учат иностранные языки.
Выгнать детей даже после совершеннолетия никто не имеет права без предоставления жилья. Но в соцслужбах не могут оказать реальное влияние на горсовет. Еще при старой власти Мартыновой обещали передать дом в собственность или разменять его на другое жилье. Но сейчас в мэрии только разводят руками: дескать, люди, обещающие новые квадратные метры, уже ничего не решают. Галина заново пишет чиновникам заявление, чтобы на ее проблему обратили внимание.