Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
7 мая
Загрузить еще

Услуга есть — найти б еще слугу

Николай Рубля, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Одесского горсовета: Услуга есть — найти б еще слугу
Виктор Маслов

Недавно у меня из крана потекла откровенно мутная вода. Позвонил в родной ДЕЗ: «В чем дело?» Оказалось, коммунальщики тут ни при чем. Следует обращаться в водоканал. Звоню, а там отвечают: у нас, дескать, все в порядке, причину нужно искать на месте, то есть в ДЕЗе. Круг замкнулся, а проблема осталась. Как из нее выбраться?

С этим вопросом мы и пришли в кабинет начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Одесского горсовета Николая Рубли.

— С такой ситуацией сталкиваются одесситы, — соглашается Николай Васильевич. — Причем касается это не только воды, но и тепла, электроэнергии, да и других услуг тоже. Могу привести другой пример: в доме или даже в подъезде погас свет. Через некоторое время снова дали. Из-за скачка напряжения у кого-то испортилась бытовая техника, скорее всего импортная и дорогостоящая. Кто виноват и кому предъявлять претензии? Вроде бы ясное дело — энергопоставляющей компании. Ее представители приезжают на место, и тут выясняется, что их предприятие тут ни при чем: авария произошла по причине неисправности внутридомовых сетей. Ведь энергетики отвечают только за доставку энергии к границе дома. Все остальное — забота работников ДЕЗа. Они, кстати, тоже получают за это деньги, хотя сами никакой энергии не производят. По большому счету — служат передаточным звеном от производителя услуг к потребителю. Тот же замкнутый круг, о котором вы говорили.
— Иными словами, они… посредники?
— В определенной степени да.
— В таком случае нельзя ли обходиться без них? И какой, опять же, тут выход из ситуации?
— Выход видится в следующем. Необходимо определить исполнителя каждой конкретной услуги. Чтобы он и только он один отвечал за доведение услуги до потребителя. Если это вода — то до самого крана в вашей квартире. Если тепло — до батареи. Газ — вплоть до газовой плиты. Ну и так далее. Само собой разумеется, они же должны будут содержать внутридомовые сети или заключать договоры с ДЕЗами на выполнение этих работ. Тогда и будет с кого спрашивать! К какому именно предприятию предъявлять претензии по качеству услуг. К слову сказать, по такой системе практически уже работают «Одессагаз» и «Одессаоблэнерго». Определение их исполнителями услуг лишь закрепит юридически то, что уже есть на самом деле. Исполнители других необходимых услуг тоже хорошо известны. Поставкой горячей воды и тепла занимаются КП «Теплоснабжение г. Одессы», Одесская ТЭЦ и другие производители тепловой энергии. Снабжение холодной водой и водоотвод лежит на филиале «Инфоксводоканал» и т. д. Все эти предприятия заключают договоры с потребителями, принимают на свои счета оплату за услуги, осуществляют контроль за предоставлением услуг, осуществляют перерасчет и взыскания по платежам.
— Выходит, что пресловутые «жилищные конторы» прикажут долго жить?

— Нет, отчего же. Коммунальщикам есть чем заняться. Эксплуатация жилого фонда, его ремонт, порядок на внутридомовых территориях, их благоустройство. То, что и должны делать. Пока же тратим силы и на то, чтобы «отбиваться» от тепловиков, энергетиков, газовиков — от кого угодно, но только не заниматься своим «родным» делом. Взять тот же «Инфоксводоканал». Недавно он через суды арестовал счета практически всех ДЕЗов. Судится, обратите внимание, с коммунальщиками, а не с населением, которое не платит. Опять же, дает о себе знать отсутствие прямых связей между производителем и потребителем услуг.

— Насколько понимаю, вопрос о конкретных исполнителях коммунальных услуг возник не сегодня и не вчера. Что же мешает его решению?
— Многое мешает. С одной стороны — это несовершенство законодательной базы. В законе по оказанию жилищно-коммунальных услуг говорится, что поставщиком таких услуг является балансодержатель (в данном случае ДЕЗ). В другом — о водоснабжении — утверждается, что им выступает водоканал. Они просто противоречат друг другу, что тоже можно понять. Ведь законы пишут люди, а им бывает свойственно ошибаться…

Но есть и другое противодействие, в том числе и в депутатском корпусе. Кому-то кажется, что здесь я преследую определенную выгоду и пытаюсь «сбросить» с работников ЖКХ груз проблем, переложив их на поставляющие организации. Это не так. КП «Теплоснабжение г. Одессы» работает под руководством нашего управления. А значит, именно с меня спрос за обеспечение города теплом. И за воду тоже. Хотя и не в той степени, но я тоже несу ответственность за поставку электроэнергии, газа. Это ведь проще всего оставить все так, как оно есть. Пусть ДЕЗы сами решают свои проблемы. Ими сегодня руководят райадминистрации — вот у них и должна болеть голова? Но прежде всего голова-то болит у жителей, которые страдают от качества предоставляемых услуг. Да в том-то все и дело, что от перемен одесситы только выиграют! Могу привести конкретные примеры. В Кривом Роге уже давно работают по новой схеме. Переходит на нее Днепропетровск. Да что далеко ходить! У нас в области, в Котовске, система тоже действует и жители проблем с коммуналкой не знают. Что самое интересное — оплата на все 100%. То есть их полностью устраивает положение. Стоит ли дальше объяснять, что за этим стоит.

— Что же все-таки в Одессе мешает пойти по этому же пути?
— Некоторые причины я назвал. Жизнь показывает, что непреодолимых проблем не бывает. Наш проект уже прошел общественные слушания в горисполкоме, рассмотрен тремя депутатскими комиссиями. Осталось утвердить его на сессии горсовета. Проект так и называется — «Об определении исполнителей жилищно-коммунальных услуг в г. Одессе».