Инна Ищук. Фото автора. (8 июля 2008)
Мамонты ходили по Одесщине

В Палеонтологическом музее мы увидели много удивительных вещей. Утонул в озере и попал в экспозицию. Миллионы лет назад на территории Одесщины бродили носороги и саблезубые тигры. Один из предков мамонтов симпатичный архидискодон Вюсти решил окунуться в озеро. Плавать они умели достаточно хорошо. Но до берега не дотянул, завязнув в омуте. Его так и нашли в 1911 году на берегу Хаджибейского лимана – во весь рост. Скелет гиганта был помещен в Палеонтологический музей Одесского национального университета им. И. И. Мечникова. Сегодня это музей с мировым именем. В его залах хранятся подтверждения прошлого Земли – два морских динозавра, рыба-ящер, яйцо динозавра, зуб и коготь, подаренные выпускниками университета.

Большую ценность представляет коллекция аммонитов Юрского периода. А вот и ракушка-жемчужница наутилус, по имени которой была названа подводная лодка капитана Немо. Один из свидетелей древнего мира живет на Земле до сих пор. Это дерево гинго. Его листьями питались динозавры 240-60 млн. лет назад.

– Здесь собрана коллекция ископаемых останков флоры и фауны, – рассказала «КП» заведующая музеем Наталья Подоплелова, – которых нет у наших зарубежных коллег. У нас представлены пресноводные моллюски юга Франции, подаренные на открытие в 1873 году зоологом Ковалевским. Уникальны монографические собрания ученых Синцова, Андрусова, Ласкарева. Свой вклад в свое время также внес выпускник Новороссийского университета граф Вите.

Где сегодня обитают мастодонты

Стоим молча, рассматриваем огромные скелеты мамонтов и слонов. Динотерия – древнего слона – обнаружили в селе Егоровка. И только через 20 лет восстановили. Представителя ледникового периода – мамонта – в селе Алексеевка Николаевской области. Рядом с ними скелеты мастодонта, носорога, гиппариона, верблюда, архидискодонта Вюсти, пещерного медведя. На их раскопки выезжали палеонтологи и геологи. Организовывались экспедиции. Одна из последних находок – кости древнего носорога эласмотерия (2004 год, район Куяльника). Конечно, сейчас для подобных работ нужно хорошее финансирование. Да и найти останки – одно дело. А надо еще их собрать, склеить, установить... А потом содержать экспонаты в определенных условиях. В музее есть шерсть мамонта, можно получить полное представление, как выглядели эти животные.

– Мы проводим экскурсии для учащихся, – говорит Наталья Подоплелова, – на каждый возраст своя программа. Так, основные этапы развития планеты и жизни на ней можно увидеть на диораме «Развитие жизни на Земле». Этапы иллюстрируются характерными формами ископаемых организмов, палеогеографическими схемами, которые отображают положение суши и моря. Посетить нас может любой желающий, заранее договорившись.

Какое слово заканчивается на «еее»?

В Одесском палеонтологическом музее находится еще одна достопримечательность – скелет птицы динорнис. Длинношеее существо (шея – 1,4 метра, высота 3 метра) обитало в Новой Зеландии и Британии. В мире есть всего 3 экземпляра этих пернатых.

А вот скелет слона без хобота. Ниретей – далекий предок обычных слонов. Когда-то в мире их существовало 220 видов.

Как видим, в древние времена территория Одесщины была «населена» всевозможными животными и птицами. Свыше 40 видов вымерших животных можно увидеть в подземном палеонтологическом заповеднике в карстовых пещерах Одессы. Заповедник представляет собой уникальное захоронение млекопитающих в террасовых отложениях. Подземный заповедник университета учрежден в 1953 году. Аналогов ему нет. Там сохранились останки животных и растений, обитавших в древнее время. Экспозиция «Фауна одесских катакомб» представляет останки верблюдов, лисиц, гиен, мастодонтов, сусликов, барсуков, марабу, страуса...

В тему

Палеонтологический музей был создан в 1873 году. Расположен в трех залах на площади 500 кв. метров. Насчитывает свыше 40 тысячи экспонатов флоры и фауны, среди них 7 полных скелетов животных неогенной и четвертичной системы. Всего учеными найдено 500 видов динозавров. Самый крупный – тираннозавр Рекс. Самая длинная шея была у маменчизавра – 11 метров. Самый длинный хвост у диплодока – 11 метров. Впервые останки рептилии – ихтиозавра – были найдены в XIX веке: их нашла одиннадцатилетняя Мэри Энинг.

Журнал Time анонсировал обложку нового номера: на ней разместят  ТрампоПутина
Журнал Time анонсировал обложку нового номера: на ней разместят "ТрампоПутина" [видео] 50

Проиллюстрированный таким способом материал называется "Трамп хотел провести саммит с Путиным. Он получил больше, чем рассчитывал".

Трамп объяснил, в каком случае станет  злейшим врагом  Путина
Трамп объяснил, в каком случае станет "злейшим врагом" Путина 365

По словам американского лидера, он подходит к России "гораздо жестче, чем любой другой президент".

Он практически не ориентируется в датах : омбудсмен Денисова рассказала о состоянии Сенцова
"Он практически не ориентируется в датах": омбудсмен Денисова рассказала о состоянии Сенцова 226

Сам украинский режиссер попросил не распространять ложные слухи о его принудительном кормлении или же смерти.

Неизвестные избили охранника, ударившего журналиста со словами  хохли ох**ли
Неизвестные избили охранника, ударившего журналиста со словами "хохли ох**ли" [видео] 291

Мужчина на камеру извинился за свои действия, отметив, что "был неправ".

Под Черновцами фура сбила инспектора и покатила его на капоте
Под Черновцами фура сбила инспектора и покатила его на капоте [видео] 593

Инспектор Укртрансбезопасности сумел во время движения фуры он вызвал подмогу.

Отравление в лагере под Славянском: в больнице остаются 78 детей
Отравление в лагере под Славянском: в больнице остаются 78 детей 141

Омбудсмен назвала этот случай самым масштабным в стране за последние годы.

Хлорный шантаж: чем будут обеззараживать питьевую воду
Хлорный шантаж: чем будут обеззараживать питьевую воду 866

Когда начались поставки импортной продукции, "Днепразот" решил возобновить производство.

Burberry уничтожила нераспроданную продукцию, вызвав гнев у  Гринпис
Burberry уничтожила нераспроданную продукцию, вызвав гнев у "Гринпис" [фото] 626

Люксовый британский бренд сжег одежды и косметики на 36 миллионов долларов. На эти деньги можно было бы купить 20 тысяч знаменитых пальто марки.

Факт. Amillidius: Три ключевых компонента успешной маркетинговой стратегии
Факт. Amillidius: Три ключевых компонента успешной маркетинговой стратегии 76

Вы когда-нибудь задумывались, почему одна торговая марка становится знаменитой на весь мир, а другая не может получить признание даже в отдельно взятом регионе?

Ученые назвали опасность утреннего  досыпания
Ученые назвали опасность утреннего "досыпания"

Малоподвижный образ жизни провоцирует развитие сердечно-сосудистых болезней.

В Крыму лев напал на туристку
В Крыму лев напал на туристку 168

Пострадавшей зашили руку, наложив шов.

В Египте в черном саркофаге обнаружили три мумии
В Египте в черном саркофаге обнаружили три мумии [видео] 368

Найденные мумии не принадлежали к королевским семьям, так как на их саркофаге нет соответствующих надписей.

80 лет Вахтангу Кикабидзе:  Мой зритель воспринимает меня, как близкого человека
80 лет Вахтангу Кикабидзе: "Мой зритель воспринимает меня, как близкого человека" 237

Сегодня исполняется 80 лет киноактеру, эстрадному певцу и настоящему любимцу зрителей времен СССР

Однокашницы Гурченко:  Люся бегала в наш класс списывать математику
Однокашницы Гурченко: "Люся бегала в наш класс списывать математику" 1100 1

В Харькове наконец-то открыли памятник любимой актрисе.

MONATIK и Дорофеева решили всех  помучить . И это было не скучно
MONATIK и Дорофеева решили всех "помучить". И это было не скучно [фото, видео] 591

Звезды отечественного шоубиза выпустили общий клип, который грозит стать главным хитом ускользающего уже лета.

Скандальный бокс в Москве: Усик и Гассиев подерутся за 10 миллионов долларов
Скандальный бокс в Москве: Усик и Гассиев подерутся за 10 миллионов долларов 874

"КП" в Украине" сравнивает по основным параметрам боксеров, которые встретятся в финале Всемирной боксерской суперсерии.

Украинская гимнастка Валерия Гудым вышла замуж
Украинская гимнастка Валерия Гудым вышла замуж [фото] 900 1

23-летняя участница Олимпийских Игр закончила карьеру год назад.

Теннисистка Свитолина получила орден  За заслуги
Теннисистка Свитолина получила орден "За заслуги" 267

Это первая государственная награда спортсменки.