Находки одесских дайверов: от останков носорогов до немецких самолетов

Находки одесских дайверов: от останков носорогов до немецких самолетов

На дне обнаруживают и останки животных, и упавшие самолеты. Фото: личный архив Владлена Тобака

Древнее захоронение возле пляжа

В течение десяти лет исследователи работали на выкупленном у базы Черноморского морского пароходства (ЧМП) голландском спасательном мотоботе с пассажирского судна "Иван Франко". Его переоборудовали в плавучую базу "Калипсо", назвав в честь одноименного судна Жака Кусто.

- Мотобот не отличается особым комфортом и приспособлен лишь для каботажного плавания (плавание со стоянками вдоль побережья. - Прим. авт.), но он помог нам совершить ряд интересных открытий, - говорит руководитель "Лаборатории подводных технологий" и директор школы подводного плавания "Кусто" Владлен Тобак.

Так, в 2007 году дайверы, выполняя рядовое погружение в районе 16-й станции Большого Фонтана в 300 метрах от городского пляжа, неожиданно для себя наткнулись на захоронение древних животных.

- Я ныряю в нашем море всю жизнь, но никогда не видел такого, - говорит Тобак. - Сначала выловили ребро, потом второе, затем позвонки и клык. Думали, корова, но оказалось, что нашли останки хилатерия - ископаемого безрогого носорога. 

Как объяснил сотрудник кафедры общей и морской геологии ОНУ им. Мечникова Константин Пронин, подобные экспонаты, и то не такие древние, раньше находили лишь в Северном море. Средний возраст окаменелостей составил от 20 до 25 миллионов лет. Согласно одной из гипотез, в древности на месте Черного моря в районе Одессы протекала река, в которой погибло много древних животных. Возле павшего хилатерия на дне нашли также окаменелости мастодонтов и саблезубых тигров.

В затонувших термосах сохранилась еда 

Однако самой главной находкой бравых мореходов стал затонувший немецкий транспортный самолет Ju-52 времен ВОВ, при падении которого погибли все пассажиры. Изучая мемуары пилота 69-го истребительного полка Героя Советского Союза Виталия Топольского, исследователи вычитали, что после успешной атаки в небе над Одессой был сбит первый немецкий бомбардировщик Ju-88. И задались целью найти легендарный трофей.

- Сначала мы думали, что наткнулись на истребитель, который советские летчики сбивали во время обороны Одессы, - говорит Владлен. - Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили транспортник. В термосах у погибших нашли остатки еды, а у одного из солдат - даже банку со сметаной. 

С борта подняли вещи экипажа и пассажиров: сапоги, сумки с гигиеническими принадлежностями, шерстяные носки, часы, пулеметные магазины. Исследование показало, что многие предметы были тронуты огнем. Это означало, что на борту был пожар. Позже выяснили: самолет упал в Черном море зимой 1942 года. Однако что послужило причиной трагедии, до сих пор загадка. Дайверы и ученые хотели поднять со дна и законсервировать самолет для дальнейших исследований, но - не нашли денег. 

Фото: личный архив Владлена Тобака

Совмещают полезное с приятным 

Небольшой мотобот не мог удовлетворить всех потребностей исследователей, а также вместить необходимое оборудование, и дайверы решили построить новое судно. Тем более что один из участников экспедиций - бизнесмен Максим Микитенко - сделал серьезный финансовый вклад в проект. Изготавливали плавбазу по чертежам катамарана, так как суда такого типа имеют лучшую мореходность и более устойчивы к качке на волнах. Первоначально проект думали закончить за год, но все растянулось на пять лет. При этом стоимость работ возросла с 300 до 800 тысяч долларов!

Нарекли судно в честь знаменитого швейцарского физика Огюста Пиккара, который изобрел стратостат и батискаф "Триест" (тот самый, что опускался в Мариинскую впадину). Благодаря маленькой осадке катамаран может заплывать на мель, а также ходить в реках и озерах. Судно способно автономно работать в 50-мильной удаленности от берега больше месяца. В "научном" отсеке катамарана расположено все, что необходимо для дайвинга - барокамера, компрессоры высокого давления, хранилище для воздуха, система получения дыхательной смеси, а также 20 индивидуальных баллонов. Главное - на судне установлено гидроакустическое оборудование, которое позволяет исследовать морское дно. В общем, затея удалась на славу! 

В конце апреля "Огюст Пиккар" отправился в свою первую экспедицию. Совместно с океанологами и гидробиологами института Южных морей НАН Украины экипаж в течение недели изучал передвижение дельфинов, а также исследовал изменения береговой линии Одесского залива, характер донных отложений и качество морской воды.

- Государство средств не выделяет, поэтому мы совмещаем приятное с полезным - предоставляем услуги для дайвер-туристов, а попутно выполняем задания ученых, - говорит Владлен Тобак. - Катамаран будет обеспечивать самые разные научные экспедиции - биологические, экологические, гидрологические и археологические.

ТТХ 

"Огюст Пиккар"

  • Проектная скорость - 9 узлов
  • Длина - 20,5 метра
  • Ширина  - 8 метров
  • Максимальная осадка - 1,45 метра
  • Водоизмещение - 85 тонн 
  • Запас воды - 2 тысячи литров
  • Опреснительная установка AQUA-BASE YC4 (Франция) мощностью 240 литров/час 
  • Кран-манипулятор на 2,5 тонны
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях