Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

5 любопытных фактов из истории Одессы: Ришелье кланялся балкону, а Потемкинская разорила бюджет

5 любопытных фактов из истории Одессы: Ришелье кланялся балкону, а Потемкинская разорила бюджет
Фото: Потемкинская лестница в с 1919 по 1941 годы носила имя одного из деятелей Одесского Совета анархиста Александра Фельдмана. Почтовая открытка 1934 года. Фото: wikipedia.org

1. Дюк работал без секретаря

Герцог Арман-Эммануэль Ришелье жил в небольшом доме, состоявшем из пяти комнат и маленьких пристроек. Это скромное жилище служило для него рабочим кабинетом и канцелярией одновременно. Краевед Александр Третьяк отмечает, что работоспособность Ришелье была поразительна:

– Он не имел личного секретаря и принимал все бумаги, читал и отвечал на них сам. Причем переход с русского на английский, немецкий, итальянский или французский язык у него был очень легок.

По свидетельствам современников, рабочий день у герцога начинался очень рано. Зимой и летом он вставал в шесть часов, выпивал чашку кофе и приступал к делам. После обеда он выходил по делам в город или порт, а вечером любил повозиться на участке земли, где выращивал цветы и фруктовые деревья.

Крупный негоциант Шарль Сикар писал в своих воспоминаниях: "В городе он лично знал всех купцов, независимо от национальной принадлежности. Его часто видели на улице с крестьянами, с которыми он беседовал, давал советы, оказывал помощь".

Галантности Арману-Эммануэлю было не занимать. Он здоровался со всеми проходящими женщинами и очень смущался, если не успевал приветствовать их первым. Виной тому было плохое зрение герцога.

– Проходя мимо балкона городского клуба, на котором часто находились дамы, Ришелье неизменно останавливался, снимал шляпу и раскланивался. Но нередко балкон оставался пустым, о чем герцог не подозревал, и, к всеобщему удовольствию, градоначальник приветствовал пустой балкон, – отмечает А. Третьяк.

2. На Черемушках гостил император

Большую часть нынешнего жилмассива Черемушки занимало Стрельбищное поле – учебный полигон для военных частей, расквартированных в городе. По данным исследователей Евы Красновой и Анатолия Дроздовского, кроме стрельб, на поле проводились торжественные парады. Смотр войск проводился регулярно, на нем присутствовали высокопоставленные военные чины России, бывал и император Николай II. В разгар Первой мировой войны, 11 мая 1916 года, венценосная чета вместе с детьми и огромной свитой из военных приветствовала выстроенные на Стрельбищном поле войска: пехоту, артиллерию и кавалерию. Вот как упоминает об этом посещении Николай II в личном дневнике: "Встал в 9 час. Погода была отличная. Отправились на смотр за лагерь на т. н. стрелковое поле. Войска представились отлично, люди молодцами и лошади тоже хороши". Часто тут вместе с другими авиаторами летал и знаменитый Сергей Уточкин. А по соседству с полигоном предприниматель Артур Анатра купил участок земли и разместил там мастерские по ремонту и сборке самолетов, школу летчиков и школьный аэродром, служивший для учебных и испытательных полетов, который действует и в наше время.

3. Вместо Екатерины хотели поставить колонну

В 1889 году муниципалитет решил отметить 100-летие взятия штурмом Хаджибея сооружением колонны с фигурой Славы по эскизу Юрия Дмитренко. Закладка была назначена на годовщину штурма – 14 сентября, но накануне местные власти получили телеграмму от министра внутренних дел, отменяющую церемонию. Дело в том, что место установки монумента не было четко определено, а о проекте не доложили царю. Через год в муниципалитете решили соорудить к вековому юбилею Одессы памятник основателям. Среди двух десятков работ победил проект "Одесса-порт" того же Дмитренко. Помня горький опыт "Хаджибейской колонны", муниципалитет четко определил место для монумента и получил добро от императора. Закладка памятника была одним из ярчайших эпизодов в праздновании столетия города в 1894 году. Все работы были завершены в 1899 году, однако после Февральской революции 1917-го памятник основателям зачехлили.

Александр Фельдман. Фото: wikipedia.org 

4. "Лестница-монстр"

Практически разорительным проектом для города оказалась гигантская лестница, которую теперь названа Потемкинской в память о фильме Сергея Эйзенштейна. Дело в том, что в то время Приморский бульвар был застроен особняками знати. С этим резко контрастировали хлипкие деревянные лестницы, которые спускались со склона вниз к морю.

– Граф Воронцов считал, что "лестница-монстр" должна была достойно увенчать бульвар с морской стороны, дабы с судов, входящих в порт, представить товар лицом, – говорит краевед Олег Губарь. – Юную Одессу надо было "пиарить", привлекая любые ресурсы.

Первоначально муниципалитет утвердил фантастический срок постройки объекта в семь месяцев! Рабочие в него не уложились, и в итоге возведение лестницы затянулось на долгие пять лет – с 1837 по 1842 год.

Главной проблемой для архитектора Франца Боффо стал Приморский обрыв, где должны были происходить работы: плохие почвы, оползни, просадки, а узкий пляж, к которому спускалась лестница, не мог выдержать такого давления, и его пришлось подсыпать. Строительство обернулось дополнительными расходами почти в миллион рублей, тогда как годовой доход казны составлял всего 1,3 миллиона! Воронцов хотел соорудить у лестницы бассейны с фонтанами, но от этой идеи отказались.

Граф Воронцов имеет прямое отношение к созданию Приморского бульвара. В 1820 году Михаил Семенович купил купеческий дом. Через два года, узнав, что здание хотят снести при прокладке бульвара, граф приложил все усилия, чтобы не тронули его владения. В итоге бульвар немного "подрезали", и на месте купеческого дома появился всем известный дворец.

5. Копия одесского фонтана – в США и Швейцарии

Фонтаны в Одессе появились в 1874 году, сразу после открытия водопровода. Первый из них соорудили на Соборной площади. Первоначально жители города выстраивались в очереди, чтобы набрать побольше воды, причем власти вынуждены были даже издать специальный указ, запрещающий отбирать ее большими емкостями. Вскоре к фонтанам постепенно привыкли, и богачи стали их устанавливать на своих дачах. "Изысканные скульптурные композиции покупали в Европе, во время проведения престижных Парижских художественных салонов", – пишет историк Ева Краснова.

В 1904 году скульптор Макс Блонда представил фонтан "Молодость", который известен под названием "Дети и ляшушка". Проект был настолько популярен, что позже француз изготовил несколько авторских копий. В период с 1905 по 1907 год его произведения были установлены в Цюрихе, Дюссельдорфе, Дижоне, Денвере и Одессе. Отметим, что качество исполнения работы было признано настолько мастерским, что даже за гипсовый проект на аукционе "Сотбис" в 2006 году выложили 9000 евро.

Исследователи предполагают, что изначально фонтан находился на одной из дач в районе Французского бульвара, а в 1925 году его перенесли на Театральную площадь.