Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Как в Одессе делали большое кино

Как в Одессе делали большое кино

Эйзенштейн снял чистильщика обуви

Одна из самых известных сцен фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», который прославил Одессу: детская коляска, скатывающаяся по ступенькам Потемкинской лестницы, лицо женщины, рассеченное казацкой нагайкой, кричащие, умирающие люди... В этой «кровавой» толпе особо запоминается один персонаж — безногий молодой инвалид в тельняшке, стремительно спускающийся вниз, перебирает ступеньки руками и вдруг совершает акробатический трюк — прыжок с высокого бокового парапета на руки. Эту роль сыграл... известный в Одессе безногий чистильщик обуви дядя Ваня. Однако как же он познакомился с режиссером Эйзенштейном?

— В 1925 году молодой режиссер Эйзенштейн приехал в Одессу, — вспоминает дочь Воробьева Галина Волковинская. — Гулял по улице Советской Армии и увидел папу, который кому-то чистил обувь. А ведь папа использовал особый крем для обуви, который он сам варил на основе воска и парафина. Эйзенштейн решил воспользоваться этой платной услугой. Они разговорились. Режиссера поразила бодрость духа моего отца. Он нашел в папе недостающий образ в сцене на Потемкинской лестнице. И сразу понял, что удачный кадр обеспечен...

Лановой слыл ловеласом

Василий Семенович в Украине как актер, имеющий за плечами диплом «Щуки» и несколько известных ролей («Аттестат зрелости», «Павел Корчагин»), появился в 1960 году. Режиссер Одесской киностудии Василий Левин пригласил 26-летнего актера сыграть главную роль в ленте о подвигах курсантов Одесского высшего мореходного училища — «Сильнее урагана».

— В картине «Сильнее урагана» есть эпизод, когда его герой срывается с мачты парусника, — вспоминает директор Музея кино одесского отделения Союза кинематографистов Украины Вадим Костроменко. — Это были рискованные съемки. Точную копию мачты выстроили на обрыве Одесской киностудии и пригласили каскадера, хотя Вася очень просил: «Дайте я это сделаю сам!». Но рисковать актером никто не хотел. В итоге, каскадер в этом трюке умудрился сломать ногу. К тому же его падение в кадре было некрасивым и неэффектным. Вася Лановой продолжал уговаривать режиссера, и второй дубль таки доверили Лановому. И он великолепно справился со своей задачей! Никаких травм с ним не случилось. Все это происходило на моих глазах. Но мало того, что он был смелым, так ведь пользовался и огромной популярностью среди женщин! Петр Тодоровский, который не расставался с гитарой, пел и писал стихи, посвятил Лановому даже такие строки: Семен Михайлович — Буденный, Василь Семеныч — Лановой, Один знаток по жизни конной, другой — по жизни половой...

Дебют Штирлица в Одессе

Вячеслав Тихонов в Одессе снимался всего дважды, хотя многие его коллеги по цеху были завсегдатаями студии. В 1978 году он сыграл небольшую роль в комедии «По улицам комод водили». Вторая и более крупная его работа — в картине «Жажда».
В основе сценария «Жажды» история о том, как гитлеровцы оккупировали село Беляевку в Одесской области. Наши забрасывают в тыл врага разведчика Олега Безбородько, которого и сыграл Вячеслав Тихонов.

Тогда молодой актер не подозревал, что гитлеровская военная форма, которая смотрелась на нем отменно, окажет ему неоценимую услугу. Спустя много лет Татьяна Лиознова пригласит на роль советского разведчика полковника Исаева именно Тихонова.

— Это была первая картина, где Вячеслав Тихонов сыграл нашего в фашистском мундире, — вспоминает автор сценария «Жажды» Григорий Поженян. — Так сказать, дебют Штирлица...

Евстигнеев танцевал чечетку вилками...

«Звездный час» Евгения Евстигнеева пробил в далеком 64-м после выхода на экран фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Но Одесская киностудия разгадала в нем талант раньше. В 1962 году 36-летнего Евгения Евстигнеева режиссер Петр Тодоровский пригласил на главную роль директора судостроительного завода Алексина в картину «Никогда». Он же три года спустя позвал актера и в следующий свой фильм — «Верность».

— Евгений Евстигнеев в любой роли мог находить комическое зерно. — рассказывает оператор «Верности» Вадим Костроменко. — Он непроизвольно редактировал тексты, добавляя очень удачно междометия, нужные интонации. Способен был смешными деталями украсить свои роли. Тодоровский поначалу делал замечания: мол, Женя, зачем комиковать? Потом соглашался. В фильме «Никогда» Евстигнеев придумал эпизод, когда директор завода выбивает дробь на тарелке вилками. Причем у него это получалось профессионально. Прямо профессиональный ударник! Плюс ко всему Евстигнеев был порядочным, обязательным и дисциплинированным человеком.

...А Шукшин — болеро пальцами ног

Летом 1959 года Шукшин, студент ВГИКа, оказался на актерской практике в Одессе и совершенно неожиданно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора».

— Марлен искал актера на главную роль, — рассказывает оператор картины «Два Федора» Вадим Костроменко. — А тут Вася Шукшин приехал. Марлен увидел его и сразу взял на главную роль, что, как правило, для практикантов исключено. Тогда еще никто не знал, что получится из Шукшина... В одном эпизоде по сюжету фильма Вася Шукшин после работы приходит в свой полуразрушенный дом, снимает обувь, разматывает портянки. Мне нужно было снять крупным планом, как он двигает пальцами уставшей ноги. Думал, что это просто сделать. Но не тут-то было! Марлен очень серьезно отнесся к этому кадру. Он нашел где-то «Болеро» Равеля и во время репетиции просил всех выйти, включал музыку и заставлял Васю слушать, пытаться как бы играть пальцами под аккомпанемент.

Шукшин тренировался. А потом Марлен обращался к Шукшину: «Ну что, Вася, снимем?» В итоге у актера хорошо получилось. А другой эпизод непроизвольно придумал сам Шукшин. По сюжету демобилизованный Федор, садясь на поезд, видит на платформе несчастного мальчика. Выскакивает, забирает его, бежит за вагоном, а потом вскакивает на подножку. Но в одном из дублей Вася упал. Пересняли кадр. Но когда смотрели отснятый материал, то решили оставить «неудачный» кадр. Он получился более естественным.