12 ноября
Загрузить еще

«Яхтинг» будет жить!

«Яхтинг» будет жить!

Первый императорский клуб

Еще в начале апреля планировали открыть парусный сезон спортсмены Черноморского яхт-клуба — хотели приурочить это событие ко Дню освобождения города. А вышло — почти к Дню Победы. Причем не просто вышли в море «под парусами», а провели квалификационные гонки. Готовились к ним с первого дня весны.

Ведь многих наших земляков с яхт-клубом в Отраде связывают самые теплые воспоминания. Старожилы говорят, что смолоду не могли пройти мимо него — «пропадали» днями, а то и месяцами там. Яхт-клуб — неотъемлемая часть истории города и такая же достопримечательность, как наш знаменитый «Привоз» или Приморский бульвар. Краеведы немало интересного о нем рассказывают. Например, что основан он более 130 лет назад и стал первым Императорским Черноморским яхт-клубом на Черном море. Благодаря поддержке императорской семьи, энтузиазму одесситов и выгодному географическому положению клуб получил широкое развитие, и парусный спорт стал очень популярным. В советское время здесь проходили традиционные гонки крейсерских яхт «Кубок Черного моря». Соревнования носили статус всесоюзных, а одесские яхтсмены неоднократно становились их победителями и призерами. Но с развалом Советского Союза Черноморский яхт-клуб переживал большие трудности. Даже поговаривали, что в Одессе «умер яхтинг». Но слухи о его смерти были преувеличены.

Два дня длились гонки

Тогда, в ночь с 23 на 24 марта восточный ветер не на шутку расшалился. В итоге оказались разрушенными водоснабжение яхт-клуба, заграждения его акватории и многое другое. Волной выбило каменный монолит волнолома. Ветер и шторм были непродолжительными, но нанесли ощутимый урон клубу. Поэтому проведение запланированного мероприятия оказалось под угрозой. И все-таки благодаря общим усилиям руководства и спортсменов парусный сезон был открыт 21 апреля. В гонках участвовало 21 судно. Яхтсмены самых разных возрастов вышли в море на яхтах класса «Оптимист», «Лазер SB-3» и других.

— Открытие сезона для нас — всегда большой праздник. Два дня длились гонки. Правда, в первый день было весьма свежо, но наших участников это не смутило. Даже воодушевило, — улыбается Сергей Котов, директор государственного предприятия «Черноморский яхт-клуб», расположенного на территории пляжа «Отрада».
Сергей Константинович рассказал о проблемах, которые возникли более десяти лет назад у клуба. В 1991 году, после распада СССР, он пришел в упадок. Средства не выделялись, детская парусная школа прекратила свое существование, а многое имущество — потеряно. Надежда появилась лишь в 2006 году, когда «Черноморский яхт-клуб» стал самостоятельным предприятием и заключил договор о совместной деятельности с одной из групп компании «Трансбункер». В документе предусмотрено, что в течение 20 лет она гарантирует вложение 50 миллионов гривень в реконструкцию Черноморского яхт-клуба. В настоящее время реализован ряд проектов.

Планов - море

«Черноморский яхт-клуб» был выделен из Одесского порта как самостоятельное государственное предприятие. И руководство клуба заключило договор с инвесторами ООО «Трансбункер Сэйлинг Тиам» (одна из групп компании «Трансбункер»). Так появилась надежда на то, что не только удастся вернуть былую славу клубу, но и стать одним из европейских центров парусного спорта и морского туризма.

— На сегодняшний день закуплено десять современных гоночных яхт и тридцать девять детских швертботов, - рассказывает господин Котов, директор государственного предприятия «Черноморский яхт-клуб».

- После реконструкции мы увеличиваем количество мест для стоянки. Прошлым летом у нас было пришвартовано 120 плавсредств, не считая лодок детского класса «Оптимист», которые находились на берегу. Мы собираемся увеличить количество мест до 250. Причем за счет плавучих причалов, которые соответственно увеличат длину причальной линии. Планировали установить девять таких причалов. Сейчас функционируют уже шесть. Проводятся работы по дноуглублению гавани клуба, проектная глубина которой составит три с половиной метра. В скором будущем развернем строительство специальных боксов для яхт и мест для хранения имущества. Одна из наших главных задач — на базе уже действующего детского клуба построить здание детской парусной школы. В нашем городе надо возрождать детский парусный спорт.

За маленькие деньги - не хотят, за хорошую зарплату - не умеют

Легко сказать - возродить детский парусный спорт, когда почти двадцать лет его никто не поддерживал. Существует несколько проблем, с которыми столкнулось руководство клуба. Одна из них — тренерский состав. Все тренеры должны не просто иметь в наличии дипломы о высшем физкультурном образовании, но и знать специфику парусного спорта и, что важно, обладать талантом в работе с детьми. Для этого надо знать психологию ребятишек, быть педагогом «от Бога».

— Призвание к учительству — не пустой звук, а необходимое качество. Не все люди таковым обладают. Некоторые не хотят трудиться полный рабочий день. Сейчас у нас пять тренеров. Но почти все они, как это ни парадоксально, не одесситы. Столкнулся с еще одним странным феноменом — наши земляки не хотят работать за маленькие деньги, а за большие уже не умеют. И хоть мы платим очень хорошую зарплату, возникли трудности с необходимыми нам специалистами, способными и желающими работать с ребятами, — сетует Сергей Константинович.

Тем не менее на сегодняшний день в клубе изучают премудрости яхтинга около 80 детей разного возраста. Те, кому 10-11 лет, занимаются на детских спортивных лодочках, а 16-17-летние ребята — на большой двухмачтовой яхте. Занятия в детской школе бесплатные. Но, оказывается (еще один парадокс нынешнего времени), не все люди способны это оценить.

— Сколько раз бывало приведут в наш клуб родители своего ребенка и интересуются, какая оплата за занятия. Мы говорим — бесплатно. И они уходят. В их восприятии — если бесплатно учим, значит, бесполезное занятие, — удивляется Сергей Котов.

Лето, дача, водка, шашлыки

Чтобы яхт-клуб выглядел цивилизованно, надо не просто вложить в него немалые средства. Сначала необходимо расчистить на его территории «авгиевы конюшни», доставшиеся нынешнему руководству с прежних времен. Пока еще он выглядит не совсем привлекательно. За многие годы тут скопилось огромное количество всяческого старья, а владельцев такого раритета порой не сыщешь.

Официально яхт-клуб — база стоянки маломерного флота, специализирующаяся на спортивных судах. Согласно приказу Министерства транспорта и связи, владелец плавсредства может оборудовать помещение для хранения имущества. Но под видом такого «помещения» многие обзавелись здесь дачами в виде переоборудованных контейнеров или вагончиков. Приходили сюда, в основном, летом, чтобы отдохнуть, иногда покататься на лодочке (у многих даже лодок нет), пожарить шашлыки, водки попить на берегу моря. По словам Сергея Константиновича, некоторые люди сдавали свои вагончики в аренду друг другу или приезжим. Кто-то использовал помещения для хранения всяческого хлама (вместо домашнего сарайчика). Платили по старым расценкам, как за хранение грузов в порту, то есть 40 гривень в месяц. И то не все платили и не всегда. Есть такие, которые занимались «черным извозом». Зарабатывали на том, что брали в час по 50 у. е. с желающих прокатиться с ветерком по волнам. Но за хранение своего имущества не спешили раскошеливаться.

— Мы проработали год и за это время выяснили, какие же у яхт-клуба доходы и расходы. В этой связи рассчитаны новые тарифы — около 400 гривень в месяц за аренду помещения. Когда цифры были опубликованы, многие обиделись. Конечно, если человек владеет несколькими контейнерами и плавсредствами, то платить за это хозяйство — сложно. Но все, кто проявил неудовольствие, и раньше плохо платили или вообще бесплатно «тусовались». А это, согласитесь, неправильно. Посыпались жалобы на нас во все инстанции. В клубе была проведена проверка Госинспекцией по контролю за ценами в Одесской области. Они подтвердили правильность нашего решения по изменению тарифов, — говорит Сергей Котов.

«Вагончик тронется, перрон останется»

С одной стороны, ситуация решаема. Те, кто не может оплачивать по новым тарифам, должны вывезти отсюда свое имущество. Но с другой стороны, сделать это непросто. На территории клуба находились три железнодорожных вагона и более полутора сотен контейнеров. Сейчас осталось восемьдесят. Один вагон принадлежит нашей железной дороге.

— Насколько я знаю, в свое время его сюда поставили без особых сложностей. С кем-то договорились «за ресторан и коньяк». Но теперь, чтобы вывезти, необходимы большие средства. Только 100-тонный кран пригнать по морю из Ильичевска стоит около 50 тысяч гривень за один рабочий день. Никакой ресторан этого не окупит. А списать вагон им сложно. Слишком много бумаг надо оформить. Кроме того, поездка в Киев, согласование документов. Такая же ситуация возникла и с Институтом гидроакустики, который находится в ведомстве Академии наук Украины. У них — катер и контейнер. Но в море сотрудники института много лет не выходили. На таком судне сейчас далеко не уйдешь — проржавело. Они и по старым расценкам платили с горем пополам. Деньги выделяли из государственного бюджета, а имущество свое не эксплуатировали. Теперь не могут оплачивать по новым тарифам, а списать тоже трудно. Есть у нас еще одна головная боль — ржавое чудовище посреди клуба. Организация «Экоинвест» купила «с бесхоза» яхту «Baby». С нами договор на хранение плавсредства не заключала. Яхта не зарегистрирована в Морской инспекции и не имеет никаких документов. Забирать ее с территории клуба не собираются. И тронуть ее мы не можем. Представители «Экоинвеста» все время пишут на нас жалобы. Например, обвиняют в том, что мы уничтожаем половозрелых моллюсков, которых они используют для приготовления лекарства от наркомании, и тому подобное. Судебное разбирательство может затянуться на долгие годы. Трудно работать в таких условиях. К тому же руководство областной Федерации парусного спорта Одесской области не только не помогает в решении вопросов, но и пишет в разные инстанции и организации о создании комиссий по проверке нашей деятельности. Обвиняют во всех тяжких. Бесконечные ответы на их жалобы отнимают у нас много времени, которое мы могли бы потратить с пользой для развития парусного спорта и нашего города, — отмечает Сергей Константинович.

Конечно, обычными анальгетиками эту головную боль не унять — надо что-то предпринимать. Поэтому руководство Черноморского яхт-клуба думает о том, как решать свои проблемы, чтобы никого не обидеть, а еще — о спортивных состязаниях. В планах проведение регаты, посвященной Дню Победы, а также в начале июля соревнования — ко Дню работников морского флота. В спортивном календаре запланированы регаты международного уровня. В августе — на кубок «Трансбункера». Осенью — регата «Дружба».


Фото из архива «КП».