Одесские моряки, просидевшие в плену у ливийцев: "Под дулом автоматов нам запретили покидать судно"
Галина ПОГОДИНА
23 мая 2013 00:000
Фото: Судно арестовали и хотят сдать на металлолом. Фото: vk.com
На днях одесские моряки вернулись домой с арестованного судна в ливийском порту Бенгази. Почти полтора месяца мореплаватели находились в заточении на борту корабля "DUNE", принадлежащего турецкой компании. Судно, отправившееся в Ливию 20 марта, перевозило почти три тысячи тонн ячменя заказчику из Керчи. А в нескольких милях от пункта назначения, когда судно стояло на рейде, грузоперевозчики попали в шторм. Вода заливала трюмы, где насыпью хранилось зерно, – и почти весь груз оказался безнадежно испорчен. В итоге грузополучатель отказался покупать товар и потребовал вернуть внесенный аванс. Когда владелец заявил о том, что не сможет расплатиться, т.к. груз не был застрахован, заказчик привлек к делу правительство Ливии. Там постановили судно арестовать, а у моряков отобрать документы, чтобы они не могли покинуть страну. Двенадцать членов экипажа оказались заложниками ситуации, среди них трое азербайджанцев, остальные – граждане Украины.
Хозяин судна предложил сбежать
Когда моряк из Измаила Василий Г. решился на сотрудничество с экспедиторской компанией "Мonochartering", он не подозревал о том, что в рейсе не только не заработает, но и окажется пленником на судне. Контракт заключали впопыхах – молодому человеку не терпелось после восьми лет службы в статусе рядового матроса попробовать себя в офицерской должности. После нескольких отказов в солидных крюинговых компаниях Василий, наконец, услышал долгожданное "да".
Команде приходилось готовить прямо на палубе. Фото: vk.com
– Я тогда очень обрадовался, ведь вторым помощником капитана брать специалистов без соответствующего опыта нигде не хотели, – признался нам моряк. – А здесь сразу же согласились и пообещали 1200 долларов в месяц, всего полгода работы.
Формальности мало интересовали мореплавателя – ему не озвучили ни фамилии владельца, ни номера страховки на груз. А позже выяснилось, что и страховки-то никакой нет.
– Хозяин судна после инцидента приехал в Бенгази, где мы ошвартовались, и долго спорил с ливийскими "захватчиками", но так и не смог договориться: оказалось, что он не заключал договор со страховой компанией, – вспоминает моряк. – В ответ на наши недоуменные взгляды турецкий судовладелец лишь пожал плечами и дал немного денег на продукты.
Позже организатор рейса предложил доплыть до Турции ночью по тихой воде. Дескать, там он сдаст судно на металлолом и расплатится с моряками.
– На это мы, естественно, не пошли, – говорит Василий. – Во-первых, где гарантия того, что старенький пароход "река-море" 1972 года выпуска кто-нибудь купит? А главное – вооруженные ливийские солдаты тщательно охраняли акваторию порта, так что неизвестно, чем бы все закончилось, рискни мы покинуть его пределы.
После короткой беседы судовладельца и след простыл – больше судьбой своих подопечных он не интересовался.
Сопровождали в порт под дулом пулеметов
Поначалу все было не так уж плохо, рассказывает наш собеседник. Моряков иногда выпускали в город, где на последние деньги они купили риса и макарон. В интернет-клубе пленные разыскали контакты украинских и ливийских дипломатов и приступили к переговорам.
– Вообще-то, на судне был приказ оставаться семерым членам командного состава, – рассказывает Василий. – Остальным разрешили покинуть корабль, в том числе и мне. Несколько предприимчивых ребят из Азербайджана сразу же продали кондиционеры и холодильник с парохода, а на вырученные деньги купили билеты и улетели домой. Я решил остаться и принялся обзванивать всевозможные консульства.
Пока шли переговоры, запасы провизии постепенно иссякали. Люди были на грани срыва, а однажды ночью решились бежать.
– Первую проходную в порту мы благополучно миновали, – вспоминает моряк. – На второй нас уже ждали ливийцы и под дулами автоматов препроводили обратно. С этого дня нам запретили покидать судно.
Если бы не рыбаки, которые делились с моряками своим уловом, а также местные жители, подвозящие воду, долго пленники не протянули бы. Вскоре на борту закончилось топливо, и рыбу готовили прямо посреди палубы на мангале. А чтобы вести переговоры с дипломатами, пришлось обменять уцелевшее зерно на платежные карты для мобильного телефона. Наконец, после длительных дебатов представителям украинского консульства удалось договориться с ливийскими властями. Пленным купили билеты и благополучно отправили домой.
Компетентно
Уже на родной земле жертвы ливийских "захватчиков" связались с фондом помощи морякам "Ассоль". Они уже не надеются получить компенсацию за моральный ущерб, просят лишь выплатить обещанную зарплату.
– Наши правозащитники изучают возможности получения задолженности по заработной плате, – отметил аналитик организации Андрей Шевченко.
Юристы говорят, что запросы направят правительствам Турции и Ливии, ведь точное местонахождение судовладельца пока неизвестно. В контракте даже неразборчиво написаны данные о компании. Требовать выплаты долгов будет проще при условии, что моряки присоединятся к судебным процессам в случае, если судно решат продать с аукциона.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies