12 ноября
Загрузить еще

Специалисты об обвале на Таирово: "Вслед за дорогами, под землю будут уходить дома"

Автолюбители все еще старательно объезжают десятиметровую яму на углу Люстдорфской дороги и Левитана. Дорожное покрытие обвалилось в районе канализации в том же месте, что и пять лет назад после аналогичного случая.

 
Прочность снижается на 40%
 
В дыру глубиной шесть метров едва не угодил Mercedes-AMG. Водитель машины вовремя заметил западню и сумел остановиться в нескольких метрах от пропасти. Позже чиновники пришли к выводу – ЧП случилось из-за прорыва канализации.
– Сточные воды забродили и начали выделять агрессивные газы, которые разрушительно воздействовали на бетонный коллектор, – отметил вице-мэр Анатолий Орловский.
 
Дорожное покрытие обещают восстановить до конца недели. Во время ремонтных работ на Таирова выборочно отключат воду, а проехать по Люстдорфской дороге можно будет только по одной полосе. Пока коммунальщики решают проблему, одесситы обходят яму десятой дорогой. Некоторые шутят: если бы не запах стоков, сочли бы дыру за след от метеорита.
 
Подобные обвалы десятками случаются в нашем городе. Вода размывает пустоты в грунте не только из-за постоянных прорывов водопровода, но и не без участия подземных вод. Одесситы, которые время от времени спускаются в бывшие каменоломни, говорят, что уровень воды в катакомбах становится поводом для беспокойства. Специалисты КП "Проходчик", борющиеся с геологическими напастями в городе, отмечают: во многих местах уровень воды грозит превысить критическую отметку. При этом в мокром состоянии прочность камня-ракушечника снижается более чем на 40%.
Если бы не запах стоков, сочли бы дыру за след от метеорита.
– Опасения вызывают склоны и территории, подработанные подземными пустотами, – поясняет директор КП Дмитрий Беляев. – Пятнадцатиметровые провалы есть на Молдаванке, в районе переулков Дунаева и Кренкеля. Ямы то тут, то там возникают на площади 10-го Апреля и на проспекте Шевченко. Скоро машины начнут чаще проваливаться сквозь прорехи в асфальте, а за ними – дома.
 
Высотки в опасности
 
Когда каменоломни еще действовали, экологическая катастрофа была не столь явной. Однако специалисты говорят, что последние четыре десятка лет городские дренажные системы, которые защищали хрупкий ракушечник от влаги, изрядно износились. И теперь количество затопленных грунтовыми водами участков неуклонно растет. Незакрепленные выработки в последние годы обводняются, в результате снижается несущая способность известняка, и вскоре дома начнут буквально уходить в пропасти, ведь с каждым годом воды в каменоломнях прибывает. Обрушения не редкость, особенно в сезон дождей.
 
– В подземных выработках Молдаванки вода поднялась уже на полметра, а это предельно допустимый уровень, – говорит спелеолог Владислав Масленко. – А во времена сезонных колебаний воды прибывает еще больше.
Пять лет назад асфальт не удержал внедорожник
 
Между тем в управлении инженерной защиты города успокаивают, мол, катакомбы просто подвергаются изменениям во времени, как и любой другой спелеообъект.
– Для исторического центра и Молдаванки это обычное явление, – считает замначальника управления инженерной защиты горсовета Сергей Значко. – А заявлений о новых фактах подтоплений в последнее время не поступало.
Перед тем, как запустить строительство очередной высотки водоэксплуатационная комиссия должна проверить законность постройки. Учитывая расширение городской застройки и повышение этажности зданий, районы, подработанные катакомбами, опасны не только для существующих зданий, но и для строящихся. Тем более, что по пути к морю подземные воды "точат" фундамент выстроенных небоскребов у береговой черты. Чтобы ликвидировать пустоты, специалисты КП "Проходчик" засыпают и тампонируют зоны распространения подземных выработок, а потенциально опасные участки укрепляют, но бороться точечным методом с глобальной проблемой малоэффективно.
 
А еще был случай
 
Пять лет назад на той же Люстдорфской дороге повезло меньше водителю внедорожника RAV4. В августе 2008 года машина с разгону влетела в яму. Тогда дыру залатали, но, как оказалось, ненадолго. Регулярно уходят под землю машины на Пересыпи. Ситуация становится по-настоящему плачевной, когда на улицы выпадает снег или дождь, тогда район буквально "плавает". Вопиющий случай произошел после летнего ливня в 2011 году, когда в промоину у Пересыпского моста провалились автобус и легковушка. А всего месяц назад в образовавшуюся дыру на улице Одария угодила маршрутка. Тогда ЧП случилось из-за прорыва на магистральном водопроводе, двое суток жители близлежащих домов сидели без воды. Городские власти сетуют: пропускная способность канализационных и ливневых коллекторов не позволяет справиться со значительной массой воды. А подпочвенные воды лишь усугубляют ситуацию.
 
Будь в курсе
Со вторника и до завершения работ схема движения общественного транспорта, проходящего через место обвала, изменится. В направлении города маршрутные такси будут следовать по Королева до Тополевой, затем до Люстдорфской дороги и далее по своему маршруту. Из города на Таирова – через площадь Независимости (бывшая Конституции).
 
Фото: Геннадий Маковецкий и Дмитрий Покровский.