Загрузить еще

Ученые: "Съесть" пятно нефти в Черном море могут бактерии. Больше надеяться не на кого"

Ученые:
Фото: Судно ходило под молдавским флагом. Фото: сайт vesseltracker.com.
Прошло больше недели со дня, когда у наших берегов затонул теплоход "Николай Бауман". Поднимать со дна судно не торопятся, а на днях экологи обнаружили на месте аварии огромное нефтяное пятно. На борту находилось 3,5 тонны солярки и 550 литров масла. Экологи бьют тревогу: пятно в тридцати метрах от берега растянулось уже на пять квадратных километров и расползается в сторону Румынии.
– Госинспекция северо-западного региона Черного моря взяла пробы на содержание загрязняющих веществ, – сообщила главный специалист по информации Госинспекции охраны окружающей среды Ольга Кривошеева. – Лаборатория подтвердила факт попадания большого количества нефтепродуктов в море.
Пока эксперты подсчитывают ущерб, президент Южноукраинского экологического союза Валерий Осипов заявляет, что сумма может достичь 400 тысяч долларов.
 
Нет ни судов, ни работников
Заняться последствиями аварии с разлившейся нефтью Госинспекция поручила руководству Усть-Дунайского порта, который ближе всего расположен к месту аварии. Однако на предприятии нет ни техники, ни специалистов, чтобы добраться к месту и собрать нефтепродукты. Тогда представители экологической комиссии обратились за помощью к руководству Измаильского порта, но и тамошние специалисты лишь развели руками.
– Наше судно не пригодно для работы в море, – отметила руководитель пресс-службы ИМТП Алена Ходарченко. – Мы не можем помочь разрешению проблемы, тем более, что место аварии находится за пределами акватории порта.
Похоже, чиновники до сих пор не решили, кто и когда будет ликвидировать последствия разлива.
– Законсервировать скважину нельзя, – говорит аналитик Украинского центра экологии моря Юрий Деньга. – А для того, чтобы собрать нефть, нужны плавсредства, которые распыляют специальные сорбенты, уничтожая загрязняющие пятна. В Украине таких судов нет. Более того, у нас не осталось даже структур, которые устраняют последствия подобных аварий.
 
Помочь могут лишь... бактерии
По информации вице-губернатора Валерия Матковского, судно ходило под молдавским флагом, застраховано в России, а его владелец вообще находится на Шиншилловых островах. Так что найти виновного будет непросто. Впрочем, представителей экологической инспекции ситуация мало беспокоит.
– Вытекание нефтепродуктов происходит медленно и образует тонкую пленку, – отмечает начальник отдела экологического и радиационного контроля ведомства Олег Золотарев. – Скорее всего, природа и шторм сделают свое – часть топлива испарится, а часть – растворится в воде. Сейчас побережью ничего не угрожает.
Эксперты в ответ говорят, что преуменьшать опасность возможных последствий не стоит, и продолжают измерять концентрацию попавших в воду веществ. Ситуацию могут исправить бактерии. Больше, по мнению ученых, надеяться не на кого.
– В воде обитают окислительные бактерии, – продолжает Юрий Деньга. – Они питаются нефтью и перерабатывают ее в углеводороды. Этот способ очистки воды – самый надежный.
В экоинспекции обещают не упускать вопрос из виду. Губернатор Эдуард Матвийчук уже обратился к министру инфраструктуры с просьбой привлечь к ликвидации последствий предприятия морехозяйственного комплекса.
В отличие от коллег в порту Рени нашли, как бороться с загрязнением. Там нефтепродукты обнаружили в море из-за утечки судна "Тимекстрон-2". Портовики тут же приступили к ликвидации аварии – на месте разлива площадью в 400 кв. метров установили боновое заграждение, а диспетчер порта вызвал туда буксир "Романов", который доставил нефтесборщик.
 
КСТАТИ
Оттока туристов в связи с аварией экологи не прогнозируют: дескать, нефть разлилась в дельте Дуная, а в плавнях редко встретишь отдыхающих. А вот редким птицам, обитающим в Дунайском заповеднике, придется несладко. Вполне возможно, считают специалисты, что свой счет по поводу ущерба выставят и заведующие заповедной зоной, где живут более тридцати видов водоплавающих, занесенных в Красную книгу. Правда, кому они смогут предъявить претензии, пока непонятно.