12 ноября
Загрузить еще

Одесский маяк оторвало от мола - смотритель добирается на катере

Одесский маяк оторвало от мола - смотритель добирается на катере
Фото: На молу образовалась трещина в несколько метров. Фото: Геннадий Маковецкий.
Воронцовский маяк оказался отрезан от берега. Зимние шторма и изношенность конструкций привели к частичному разрушению рейдового мола, который ведет к "путеводной звезде". В порту говорят, что из-за промоины в несколько метров смотритель добирается до маяка на катере. Впрочем, совершать вынужденные "круизы" каждый день нет необходимости – там установлена автоматика, поэтому настраивать и контролировать устройства нужно лишь пару раз в неделю.
 
– Мы часто с подругами гуляем у морвокзала, а недавно заметили, что путь к маяку размыло, – говорит жительница Польской Алла Ванилина. – Это не удивительно, его восстанавливали после войны, скоро и вовсе под воду уйти может.
 
В истории визитной карточки Одессы были инциденты намного серьезней. Фото: Геннадий Маковецкий.
Ремонтируют каждый год
 
Из-за дыры на моле могут отменить экскурсии на сооружение, где уже полюбили фотографироваться молодожены. В отделе туризма порта нам рассказали, что в прошлом году морские волны также спровоцировали появление трех небольших промоин в моле, но тогда все оперативно отремонтировали. Сотрудники надеются, что и нынешнее повреждение устранят к середине весны.
 
В НИИ "Черноморниипроект", где следят за техническим состоянием мола и маяка, говорят, что промоины в гидросооружении время от времени возникали и раньше. Главное, вовремя отреагировать и не дать волнам увеличить площадь поврежденных плит.
 
– Подъедут на катере портовики, забросают эту впадину мешками с бетоном, – говорит инженер НИИ Михаил Пойзнер, – а ближе к лету сделают металлическую опалубку и зальют все бетоном. Главное – не дать промоинам развиться в нечто большее.
Начальник порта Юрий Васьков также заверил "КП", что беспокоиться о сохранности мола не стоит – капремонт здесь проводят регулярно.
 
– Сооружение простоит еще не один десяток лет, – уверен он. – Мы устраним все повреждения, когда установится более спокойная погода. Работы по ремонту мола проводятся каждый год.
 
Неделю провел в башне
 
В истории визитной карточки Одессы были инциденты намного серьезней. Краевед Юрий Парамонов рассказывает, что первый из них произошел почти сто лет назад. В 1914 году в порту загорелась баржа с бензином, а когда ее попытались вывезти из акватории, при проходе маяка она взорвалась. Ударная волна была такой силы, что огонь расплавил все латунные и медные детали, лопнули стекла, но сама башня выстояла. В том же году проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов был затруднен.
 
За всю историю сооружения из-за волн погибли два работника порта, еще один просидел в башне почти неделю.
– В 1926 году шторм выбил в молу десятиметровый пролом, – говорит Парамонов. – На маяке остался один служитель, тогда его вахта растянулась на шесть суток. Спасательный катер не посылали – шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и неизвестности служителя забрали с башни на седьмой день.
 
По словам историка, проблема прохода к маяку не решена и в настоящее время. Все попытки создать какое-то ограждение терпят неудачу. Морская вода и волны быстро "съедают" все создаваемые препятствия. Как-то для ограждения пытались устанавливать даже трофейные турецкие пушки, но и они простояли недолго.
 
Справка "КП"
 
Первый маяк на оконечности Рейдового мола установили в 1845 году. Деревянное сооружение возвели по инициативе первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, который был назначен командующим Черноморским флотом. Активное содействие в устройстве маяка оказал князь Михаил Воронцов, что послужило названием объекта. По мере наращивания Карантинного мола в 1863 году возвели новый маяк, также названный Воронцовским, который перестроили спустя четверть века. Чугунный колосс просуществовал вплоть до 1941 года, когда его уничтожили советские войска – сооружение служило прекрасным ориентиром для артиллерии и авиации врага. Мол и маяк восстановили только в 1953-54 годах.
 
В феврале 1993 года израильский сухогруз "Зим Антверпен" при выходе из порта ударил носом прямо в башню. Развернувшись от удара, судно въехало кормой в мол. Сложный ремонт продолжался целый год. Спустя пять лет в гидросооружение врезался теплоход "Зим-Одесса-1". Как показало водолазное обследование, судно повредило кладку мола и кабель, питающий маяк.