Одесситы воссоздали древнерусскую ладью с бюстом княгини

 Одесские мастера не так давно приняли участие в престижном морском фестивале "Салюты Бреста" на атлантическом побережье Франции. На мероприятие приплыли более полутора тысяч судов – от небольших парусных яхт до грозных военных фрегатов.

 
Пожарники едва не утопили судно
 
 Попасть на юбилейный 20-й фестиваль, который проводится раз в четыре года, украинцам помогла собственноручно сконструированная средневековая ладья "Анна Ярославна". Небольшое маневренное суденышко, созданное вручную, является копией древнерусской торговой ладьи.
– Она раза в два меньше настоящих купеческих ладей, которые могли взять на борт до 10-15 тонн груза и 50 человек команды вместе с пассажирами, – рассказывает капитан Сергей Рябоконь. – Конечно, судну далеко до средневекового оригинала. Вместе с тем ренийский мастер-старообрядец смог конструктивно приблизить технические характеристики ладьи к требованиям того времени.
Торжественный спуск ладьи, доставленной к месту трейлером, одесситы провели во время международного морского фестиваля, разбив по традиции о борт бутылку шампанского. Однако вскоре в судно стала поступать вода...
– Мы ее вычерпывали вручную, потом задействовали насос, который предоставили соседи-англичане, – продолжает капитан. – Однако лодка все равно наполнялась чересчур быстро. Вызвали пожарные катера, но те, подумав, что лодка горит, начали тушить ее – и судно едва не потонуло. В итоге все обошлось – древесина набухла, и ладья осталась на плаву.
В следующем году одесситы планируют совершить путешествие из Франции в Украину по рекам и каналам Европы – через Германию, Польшу и, возможно, Белоруссию.
 
Десять лет по морю
 
 Созданием ладьи занимался лодочный мастер Андрей Соболенко – на его счету это уже 92-я лодка. Копию древнего судна создавали с нуля, "Анну Ярославну" любители истории строили целый год.
Мачта судна состоит из мощного бука, а огромный полотняный парус площадью 24 кв. м с узором из больших красных ромбов вышит швеей из Раздельной. Корпус ладьи сбит из крепких сосновых досок, а киль и шпангоут – из дуба и акации.
– Коммунальщики спилили несколько акаций на склонах города и отдали часть из деревьев нам, – рассказывает руководитель Центра исследования истории мореплавания Игорь Мельник. – Две большие изогнутые ветви идеально подошли под форштевень – на нос и корму.
Форштевень ладьи украшен резной скульптурой великой княгини Киевской Руси – дочери Ярослава Мудрого и жены короля Франции Анны. Фигуры изготовил одесский скульптор Игорь Ивченко (автор "Тети Сони" с Привоза). Дочь киевского князя изображена в виде Алконоста – мифологической женщины-птицы. Одной рукой венценосная особа совершает крестное знамение, другой прижимает к сердцу знаменитое Евангелие, на котором согласно легенде с XVI века до самой революции присягали все французские короли.
Одесситы воссоздали древнерусскую ладью. Фото предоставлено Центром истории мореплавания.
Как бы то ни было, а испытания ладьи завершились успешно. Создатели уверяют, такое судно сможет спокойно бороздить моря и реки десять лет.
Одесситы воссоздали древнерусскую ладью. Фото предоставлено Центром истории мореплавания.
 
Кстати
 
 "Анна Ярославна" – это уже девятое историческое судно, созданное Центром истории мореплавания. Первым проектом была древнегреческая диера "Ивлия", спущенная на воду в 1988 году и совершившая шесть походов. В планах Игоря Мельника – построить средневековую боевую галеру, а потом превратить ее в музей.
– Уже 24 года я ношусь с этой идеей, – говорит исследователь. – Все побережье Северного Причерноморья осваивалось на таких мелкосидящих судах. В Одессе даже когда-то планировали построить галерное адмиралтейство, а на гербе города до сих пор остались галерные якоря.
 
Справка "КП"
 
"Анна Ярославна" рассчитана на экипаж из 12 человек: это десять гребцов, рулевой и капитан. Самому старшему участнику готовящейся экспедиции 62 года, самому младшему – 14. Длина одесской ладьи составляет 12,5 метров, ширина – 2,4 м, высота борта – 1,8 м. По плану лодка способна нести 2 тонны полезной нагрузки и развивать при попутном ветре до 5 узлов (9 км/час). Отличием от древнего судна является наличие двигателя, который тщательно замаскирован в глубине ладьи – без этого "Анну Ярославну" не впустят ни в один порт мира.
 
 
 
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях