Загрузить еще

«Акация» цветет и производит

На современной карте деловой Одессы не так уж и много островков, где не продают или перепродают, а именно что-то производят. Например, закрытое акционерное общество «Акация», где выпускают женскую одежду и постельное белье. На протяжении почти 35 лет предприятием руководит Ольга Грамма. Завидное постоянство! Причем все эти годы фирма только укрепляла связи с внешним рынком и валюту зарабатывала своим трудом. И прежде, в советские времена, и в последующие годы продолжала обеспечивать работников жильем. Показательно и то, что здесь ни разу не было задержки с заработной платой. Хотя все трудности и проблемы нынешних сложных времен, конечно же, не обошли предприятие…

У нас не курят, а работают!

А было многое. Распад Союза и исчезновение хорошо отлаженных экономических связей. Сгинул банк, обслуживающий предприятие, а вместе с ним — и многомиллионные валютные счета. Но еще страшнее был вал дешевого импортного ширпотреба, обрушившийся в свое время на украинский рынок и на Одессу в том числе. Впрочем, мы и сегодня это наблюдаем. А предприятие стоит! Причем обновленное, оснащенное лучшим оборудованием, какое только есть в мире.

…К назначенному времени из-за ДТП я на несколько минут опоздал. Не было и полной уверенности, что нахожусь именно там. Ни привычной вывески с названием предприятия, ни одного человека на входе в современное шестиэтажное здание. Может, не туда попал? Решил закурить и воспользоваться мобильником. «Здесь не курят!», — осадила уборщица, освежая широкие ступени. Вот я и в кабинете генерального директора. В первую очередь интересуюсь названием: почему все-таки «Акация»? Такое название больше ассоциируется с кафе либо еще с нечто подобным?
Папа мне часто повторял…

— Когда-то у нас тоже были сухие официозные названия, — улыбается Ольга Грамма. — Но учтите, коллектив наш преимущественно женский. А можете вы представить Одессу без цветущей акации? И еще хотелось отдать дань памяти своему отцу. Он был пчеловодом и больше всего любил именно цветок акации. Я и сейчас порой сверяюсь с папой: а вот как бы он поступил на моем месте в той или иной сложной ситуации?
…Ольга была младшим, девятым ребенком в семье. Хорошо помнит оккупацию, как большая семья ютилась в подсобном помещении — дом их заняли румыны. Отец вернулся с войны с тяжелым ранением, работать практически не мог. Все заботы легли на плечи матери.

— Папа мне часто повторял: ты сможешь, ты должна добиться, — вспоминает Ольга Федоровна. — Это помогало ставить по жизни высокие цели и во что бы то ни стало их осуществлять.

В 5 лет пошла в школу — не было в селе детского сада. В 15 лет закончила школу. На отлично, между прочим. Потом был техникум, институт (и студенческий быт на 18 рублей в месяц). Смогла! Причем всего за два (!) года прошла путь от мастера производства и до руководителя предприятия.

— Помнится, в ту пору получила первый свой выговор в жизни, — вспоминает моя собеседница. — За что? За низкий уровень воспитательной работы на предприятии. А конкретнее — за то, что порядка пятнадцати процентов наших специалистов подались в Израиль. Ну и как я могла их остановить?

Был и другой «строгач». Еще более нелепый. Предприятие работало главным образом на экспорт, в 14 стран поставляло свою продукцию! Гордиться бы этим…...
— А в главке разнос устроили. Мол, мало заботимся о внутреннем рынке. И это притом, что 93% выручки уходили государству. И только 7% оставались в коллективе. Да и те семь процентов надо было еще отстоять в том же главке, — вспоминает Ольга Федоровна.

Защитите от
низкопробных «вариантов»


— Сегодня, увы, тоже не легче приходится, — рассуждает генеральный директор. — Во всем мире стараются всячески поддерживать отечественного производителя. Всевозможных механизмов здесь достаточно. Не просим мы для этого ни денег, ни каких-то особых благ. Только одного — защитите нас от низкопробных, беспошлинно ввозимых из других стран товаров. В Киеве нас не слышат. Более того, шлют указания: на то надо снизить цены, на это…...

А что значит снизить цены в нашей ситуации? Значит, сменить сырье на более дешевое и более низкое по качеству. Не говорю уже о том, что нашу продукцию высоко ценят в США, в Германии, в России. Как отечественный потребитель воспримет это?

Думаете, сделано
в Германии?

И еще. Вот поступил в магазин товар, скажем, с немецкой этикеткой. Думаете, в Германии произведен? Да ничего подобного! Заказан в Киеве, Львове, еще где-то и к нему прикреплен торговый знак известной иностранной фирмы. С соответствующим ценником. Это к тому, что покупатель сейчас делает чаще выбор в пользу настоящего качества, а не цены. Потому и нужна государственная поддержка легкой промышленности. Иначе...… Вспомним, в свое время в Одессе было 28 предприятий нашей отрасли. На них трудились 17 тысяч работников. Где они сейчас? По большей части на «7-м километре». Но там, напомню, ничего не производится. И порой начинаешь сомневаться: а нужно ли все это государству? Насколько оно заинтересовано в развитии отечественного производства?

Будем и дальше
расширяться

— Пока государственные мужи думают, мы дело делаем, — подчеркивает Ольга Федоровна. — Создали свой торговый дом, открыли филиалы во всех городах-миллионниках, создали сеть магазинов, через которые реализуем продукцию. Даже при нынешней конкуренции наше постельное белье пользуется особым спросом. Кровати сегодня делают большими, поэтому мы предлагаем ширину и 2.20 м, и 3, и 3,10. Нигде в Украине такого больше не производят, так как требуется соответствующее оборудование. Думаем и дальше его закупать и увеличивать мощности….

P. S. На минувшей неделе мэр Одессы Эдуард Гурвиц подписал распоряжение о награждении Граммы Ольги Федоровны — генерального директора, председателя правления закрытого акционерного общества «Акация» — почетным знаком «За заслуги перед городом». Мы от души поздравляем Ольгу Федоровну!

Фото Александра Шепелева.