Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Одесские журналисты IXX разоблачали казначеев и священников

Шестого июня работники СМИ отметили свой профессиональный праздник. Нашим репортерам есть чем гордиться, ведь еще два века назад одной из самых читаемых в Российской империи газет был «Одесский листок».

В первой половине 19-го века прорывом по части журналистики прославилась Одесса. В дореволюционный период здесь издавалось 206 периодических издания, в то время как в Николаеве их число не дотягивало и до двух десятков. Первой газетой, вышедшей в Южной Пальмире, стал «Одесский вестник», номер увидел свет в 1828 году. Самыми популярными газетами тогда были «Одесский листок», «Южная речь» и «Одесское слово».


Тираж был продан за полтора часа
Уже в то время конкуренция в периодике была достаточно велика, и это заставляло редакции искать эпатажные материалы, вести переписку с читателями и привлекать солидную рекламу. Александр Павлов, доктор исторических наук, рассказывает, что особыми тиражами славился «Одесский листок».
– Газета вышла в свет благодаря обычному наборщику в типографии Навроцкому, который в двадцатилетнем возрасте, скопив немного денег, решился издавать свою газету, – говорит историк. –В 1872-м году вышел первый номер газеты, и уже спустя несколько лет издание стало любимчиком публики, превратившись из напечатанного листка в четырехполосную газету.
На страницах преподносились местные и международные новости, горячие репортажи, интервью, сатирические рассказы, а также анонсы и рецензии на спектакли и концерты. «Одесский листок» первым стал публиковать бульварные скандалы и публичные сплетни, что существенно отразилось на тиражах. Самым громким разоблачением была публикация про священнослужителя, который за спиной у начальника полиции крутил роман с его женой. Весь тираж этого выпуска был продан за полтора часа. Редактор позволял своим журналистам выбирать жертву в виде чиновника или местной знаменитости и выискивать на нее всяческий компромат. Когда проступки «жертвы» складывались в единую цепочку, составлялся материал, где в хронологическом порядке рассказывалось о преступлениях чиновников или распутной жизни служителей семинарии. После ряда таких разоблачений места своей работы лишились начальник казначейства, директор театра, пара полицейских, а несколько знатных особ и вовсе были вынуждены уехать из города.


«Когда спит Молдаванка, портной кряхтит»
В издании печатались сливки одесской журналистики: братья Карбамышевы, Сычевский, Борсиов и даже племянник де Рибаса. Здесь оставили свой публицистический след Корней Чуковский, Максим Горький и Иван Бунин. Основатель «Одесского листка» Навроцкий стал известной персоной в обществе, к тому же доходы газета приносила немалые: на собственные деньги издатель построил бесплатные приют и столовую для малоимущих писателей, публицистов и художников, кроме того, он стал первым в городе владельцем автомобиля.
Самым ценным журналистом в газете считался Антон Ловенгардт, который добился расположения руководства остроумными колкими материалами с элементами иронии и подробными репортажами про жизнь одесситов. «Портной Борух много лет живет на Молдаванке в обветшалом домике. И он, и домишко, оба они старые и дряхлые, равнодушно встречают наступающие дни и ночи, и словно поток над песчинками, проносится над ними в вечность время. В длинные зимние ночи, когда спит вся Молдаванка, Борух, страдающий тяжелой одышкой, один бодрствует и, сидя на сундуке, кряхтит», – писал прозаик.
В разных газетах Ловенгардту предлагали высокооплачиваемые должности, но он не торговался за гонорары и не набивал себе цену. Антон Сигизмундович желал лишь, чтобы его тематикой оставалась жизнь Одесского порта и байки моряков.
– Он ежедневно обходил портовые гавани и причалы, общался с работниками порта, а также всегда поднимался на только что прибывшие суда из дальних плаваний и расспрашивал экипаж о том, как прошел рейс и какие новости за границей. Ловенгардт был деликатен со всеми без исключения, будь то капитан корабля или попрошайка, зашедший на судно, он снимал шляпу и деликатно кланялся. Многие не знали истинного имени журналиста, но о «бродящем летописце» в порту слышали все, – отмечает Александр Павлов.

Буржуазная смерть газеты
В 1908-м году, на пике своей популярности в Одессу приехал чемпион по борьбе Заикин. Борец неровно дышал к Южной столице, и особенно ему нравились местные газетчики, которые, не жалея громких слов, называли спортсмена «Голиафом русской земли». Однажды на встрече с репортерами в «Гамбринусе» Заикин рассказывал о своих достижениях и регалиях, полученных за рубежом, как вдруг дверь распахнулась и в таверну зашли еще два представителя прессы. В одном из них спортсмен узнал знаменитого писателя и публициста Александра Куприна, с другим же он не был знаком. Опущенная на брови шляпа, темный плащ с высоким воротником и резная трость насторожили Заикина.
– Знакомьтесь, Антон Ловенгардт, – представил Куприн коллегу борцу. –Он только что из гавани, потому и походит на британского агента! Я многим обязан этому человеку, именно он придал былой дух этому пивному заведению и собрал его бывших заседателей, теперь здесь встречаются самые изысканные и колоритные особы.
Во времена революции многие газеты закрывались, их редакторов расстреливали, а журналистов сгоняли в ссылку. Так в начале 1920 года прикрыли и «Одесский листок», как говорили большевики, газетенка славилась своей буржуазностью. Ловенгардту удалось избежать гнева революционеров, и он перешел в издание «Моряк», однако тихая газетка не радовала акулу пера, установленные рамки теснили Антона Сигизмундовича. Спустя несколько лет он ушел из жизни, а имя Ловенгардта осталось в одном ряду с выдающимися одесскими литераторами и мастерами слова.

Справка «КП»
Ежедневка тиражом в 40 тысяч
«Одесский листок» – популярная газета либерального направления, выходившая на русском языке в городе Одесса с 30 ноября 1880 до 1920 года. В конце 1890-х годов тираж газеты составлял от 10 тысяч экземпляров, что делало «Одесский листок» крупнейшей русской провинциальной газетой. После революции 1905-1907 годов тираж подрос от 12 до 40 тысяч в день
Издание придерживалось буржуазно-либерального направления. В газете были отделы: Телеграммы «Одесского листка», Русская печать, Дневник, Русская почта, Фельетон. Редакция газеты находилась в одном из самых колоритных зданий Южной Пальмиры – доме Навроцкого, что возле Оперного театра (улица Ланжероновская, 8).

Кстати
На заре 17 века в Европе появилась первая газета. Венецианская «Gazzetta», представляющая сводку новостей, продавалась за мелкую монету. В России прообразом газет служили складывающиеся узкие листы бумаги длиной в несколько метров, в которых писались известия без перерывов сверху донизу. Такой вид первобытной прессы издавался исключительно для царских особ примерно раз в месяц. Первый экземпляр курантов, который сейчас хранится в Московском историческом музее, был отпечатан в 1621 году. Так продолжалось до восхождения на престол Петра Первого, под руководством которого была создана первая в России печатная газета. Император отображал в издании намеченные реформы, а также пытался запугивать своих врагов планами и отчетами по производству военного орудия. Петр специально посылал гонцов к соседним державам, чтобы те доносили газету и информация нашла своего получателя.

На улице Ланжероновской рядом со зданием Оперного театра под №8 расположен бывший дом Навроцкого, богато украшенный скульптурой и лепниной. В более ранние годы дом имел часы на своей башенке и это было одно из немногих зданий города, имевшее часы. В настоящее время от часов осталось только отверстие в районе мансарды. Здание построено в 1891 году по проекту архитектора Яценко. В этом здании с 1892 года размещалась контора «Одесского листка», редактором-издателем которого и был Навроцкий. Первый в России автомобиль появился на улицах Одессы в 1891 году и принадлежал он В.В. Навроцкому. Это был самодвижущийся экипаж марки «Бенц» мощностью 2,5 лошадиных силы. С 1919 года в здании «Одесского листка» находилась редакция газеты «Одесский коммунист», позднее – газеты «Станок», с 1946 г. – Жовтневое бюро ЗАГСа.