Загрузить еще

Скандал в Оперном закончился звонком министра

Скандал в Оперном закончился звонком министра

Под занавес действа режиссер, дирижер и замдиректора улыбались, поздравляли друг друга и даже расцеловывались. Кто бы мог подумать, что буквально накануне премьеры вокруг постановки разразился громкий скандал.

Две Турандот
Камнем преткновения стал выбор солистки на роль главной героини. Компромисс стороны не могли найти до последнего. Дирижер и замдиректора настаивали на кандидатуре столичной примы Татьяны Анисимовой, а приглашенный немецкий режиссер видел в этом качестве молодую солистку итальянской оперы Ольгу Сподареву-Перрье. С ней он репетировал, под ее образ шили костюм и снимали видеоряд.
– Вопрос о том, кто будет играть на премьере главную роль, – очень трудное художественное решение, – говорит постановщик Кристиан фон Гетс. – С Анисимовой у меня не было возможности много репетировать. С Ольгой мы работали в течение месяца каждый день, а с Татьяной – лишь один. Поэтому я проголосовал на собрании за Ольгу, а и. о. директора театра Анатолий Дуда меня в этом поддержал. Но за моей спиной решение было изменено.
Без ведома режиссера основной состав премьерного показа спектакля «Турандот» был изменен, на роль утвердили киевлянку.
– Поймите, я заинтересован в качественной постановке, и я выбрал Анисимову, потому что она гениальная Турандот. Иначе я бы поступил вопреки своей музыкальной совести, – отмечает главный дирижер театра Александру Самоилэ.

Театральные репрессии
В ходе скандала Анатолий Дуда попал в больницу, а руководство театром приняла замдиректора Светлана Холденко. Заступиться за постановщика попытался худрук Алексей Ботвинов. Безуспешно.
– Накануне премьеры в Оперном театре разгорелся настоящий бунт, возглавляемый госпожой Холденко и дирижером театра, – считает Ботвинов. – И этот бунт направлен, в первую очередь, против немецкой режиссерской команды и против меня. В таких условиях работать невозможно и я снимаю с себя полномочия художественного руководителя.
Дальше – больше. По словам Ботвинова, накануне вечером режиссера-постановщика попросили освободить квартиру, предоставленную театром, в которой он жил с женой.
А Светлана Холденко распорядилась не пускать постановочную группу как на последние репетиции спектакля, так и на саму премьеру.
– Этот запрет очень нетипичный, и это самое худшее, что могло произойти. Ни в одном театре мира такого не было, чтобы за день до премьеры режиссеру не разрешили войти в театр, – недоумевает Кристиан фон Гетс.
Уже в день премьеры в решение конфликта включился министр культуры и туризма Михаил Кулиняк. Оказывается, решению проблемы поспособствовал экс-директор театра Сергей Проскурня. Находясь на приеме у чиновника, он рассказал о происходившем в Одесском оперном, настаивая на возвращении в театр немецкого режиссера.
– После моих слов министр сразу же позвонил Светлане Холденко с требованием вернуть на репетицию фон Гетса, – отметил Проскурня.
В итоге немца пропустили в светило культуры, и после эмоциональных споров он все же дал согласие на участие в спектакле Татьяны Анисимовой. После чего за несколько часов до премьеры возобновились последние приготовления. Костюм «подлатали» и досняли видеоряд с новой героиней. Самого Ботвинова в театр так и не пустили, даже с купленным билетом.

Последствия скандала
Так и не выйдя на сцену, потенциальная Турандот Ольга Сподарева-Перрье пакует вещи, спеша поскорее вернуться домой к мужу в Париж.
– На самом деле ситуация очень печальная, – считает она. – Где-то я могу понять то, что произошло, но все равно мне очень неприятно, и жаль, что те усилия, которые я и режиссер вложили в эту постановку, не оправдались. Планируется, что я все же выйду на сцену, но на закрытии театрального сезона.
Несмотря на все разногласия, премьера все же состоялась с Анисимовой в главной партии. Однако скандал принес директору Анатолию Дуде гипертонический криз, худрук Алексей Ботвинов разочаровался в коллективе театра и собрался увольняться, а известный немецкий режиссер в шоке от поведения одесских коллег. Приглашенная европейская пресса, призванная сделать рекламу нашему Оперному театру, так и не приехала. Возможно, о спектакле за рубежом все же услышат, но вовсе не то, что хотелось бы одесситам.

Дословно
– Очевидно, что господин Ботвинов находится в такой же ситуации. Все это – затянувшаяся случайность, – отметил Проскурня. – Обречен любой человек, попадающий в эту среду. Украине скандал в опере нанесет непоправимый урон. Поймите, фон Гетс имеет огромные связи в Европе, даже сказанные им несколько фраз о случившемся могут навсегда лишить наш Оперный перспектив когда-либо сотрудничать с иностранными театральными деятелями.
Кстати
Кристиан фон Гетс: «Искусство все же превозмогло скандал»
Режиссер Кристиан фон Гетс оставил без изменений классическое либретто оперы. Новации коснулась декораций, костюмов и самого подхода к сценическому действию, которым была насыщена опера. На сцене эффектно смотрелись четыре экрана, заменившие декорации. Игра света, эксперименты с раздвижными задниками и видеопроекции с порхающими птицами, древними воинами, императорским дворцом, крупными планами Турандот, смотрелись потрясающе. Также особенностью новой постановки стал и образ убитой прародительницы Турандот, лейтмотивом прошедший через весь спектакль.
Под занавес зал аплодировал стоя. По мнению зрителей, новая постановка «Турандот» стала «прорывом» для одесского театра. Сам Кристиан фон Гетс признался, что поражен успехом, с которым прошла премьера. Он отметил, что искусство все же превозмогло скандал.