В праздничную пору вырастают доходы официантов, таксистов и артистов. И не только официальные.
– Обычно самые крупные чаевые дают люди с самыми большими комплексами, – утверждает владелица кафе Анастасия Кисилевич. – Не отягощенные психологическими проблемами люди редко оставляют официанту больше 5–7% от суммы заказа.
В Одессе традиционный размер чаевых составляет порядка 10%. Но во время всенародных торжеств все меняется: в праздничном угаре посетители становятся щедрее, отваливая за обслуживание до четверти суммы счета.
Чаевые за чай
Ольга работает официанткой в заведении средней руки, каждый посетитель здесь оставляет не более 90 грн. За рабочую смену, длящуюся 8 часов, официантка зарабатывает до 260 грн. чаевых. Пятую часть этой суммы Ольга отдает на кухню: поварам, посудомойкам, а еще администратору, чтобы гостей усаживали именно за ее столик.
– В итоге за месяц я получаю не так уж много чаевых – около 3000 гривен, – сетует Ольга, чья официальная зарплата составляет порядка 900 грн. Таким образом, основной доход официантки – это деньги, оставленные клиентом сверх счета.
По данным наших источников в некоторых ресторанах действует система податей на чаевые: в течение рабочего дня официанты должны сдавать в общую кассу определенную фиксированную сумму.
– Если официант не заработал за день требуемого количества денег, то ему записывают долг. И на следующий день он должен отдать сумму уже с учетом этой недоимки, – поясняет Вахтанг Кутателадзе.
Деньги из масс
Неплохо зарабатывают и на главных городских праздниках – дне рождения Одессы и Юморине. Как стало известно «КП», продавцом на лотке паралоновых ушей платят от 200 до 400 гривен за день. Могут накинуть за объем продаж. Сами же предприниматели получают в разы больше. Если разноцветные рожки будут стоить 20 гривен, а их себестоимость 3-5 гривен, плюс еще столько же за аренду места и «крышу», выходит 50% навара. Где еще встретишь такой бизнес?
– Таким образом мы работаем лишь несколько дней в году, поэтому пытаемся заработать по максимуму, – признался нам владелец нескольких лотков.
Хорошо идут уличные продукты питания. К примеру, сладкая вата традиционно дорожает на пару гривен, если умножить на количество покупателей – получается прибыль в несколько тысяч гривен с одного лотка. А вот продавцам алкоголя в этом году не повезло.
Заместитель мэра Татьяна Фидирко заявила, что продажа спиртных напитков в местах проведения мероприятий Юморины будет запрещена.
– Там, где будут проходить мероприятия Юморины, продажи спиртных напитков, в том числе пива, не будет, – отметила г-жа Фидирко. – Те, кто захочет употребить спиртные напитки, могут их принести с собой или купить в других районах города.
Салонный подход
Благодарить наличкой за хорошее обслуживание принято не только в ресторанах и кафе. Журналист «КП» стал свидетелем того, как клиентка оставила на чай приемщице заказов в мастерской по ремонту одежды. Благодарность равнялась половине стоимости выполненного заказа.
Конечно, это сущие мелочи по сравнению с тем, сколько зарабатывает элита бытового обслуживания – парикмахеры и косметологи. Одна из светских львиц Одессы рассказывает, что своему личному мастеру, чьи услуги по укладке волос стоят 1 тыс. грн., она оставляла на чай не меньше сотни.
Не отстают в неофициальных заработках и водители такси. «Говорим, что нет сдачи, – объясняет водитель такси Юрий, – в большинстве случаев это срабатывает, особенно ночью». За смену удачливый шофер таким нехитрым способом может подзаработать порядка 50 грн.
А вот служащим одесских гостиниц приходится довольствоваться мизерными чаевыми. По словам менеджеров отелей, традиция благодарить обслуживающий персонал в нашей стране не прижилась.
На заметку
С чаевых, как и с любого другого заработка, надлежит платить налоги. Как объяснили в Департаменте налогообложения физических лиц ГНАУ, в этом случае применяется ставка 15%. Платить ее можно двумя способами: самостоятельно заявив о получении чаевых в годовой декларации либо через предприятие. В последнем случае щедрому клиенту обязаны выдать чек, а «благодарность» провести через кассу, уплатив налог.
Что касается большинства украинских ресторанов, то там официальный подсчет добровольной благодарности клиентов не ведут вовсе. По утверждению шеф-повара одного из дорогих заведений, у хозяев нет возможности проконтролировать, какие суммы неофициально зарабатывают их официанты.