Загрузить еще

Моряки «Арианы»: «Любимая пытка пиратов – связывать и бросать на раскаленную палубу»

Моряки «Арианы»: «Любимая пытка пиратов – связывать и бросать на раскаленную палубу»

«Чтобы уйти от пиратов, нам не хватило топлива»
– У экипажа была возможность избежать нападения сомалийских пиратов, – считает второй механик Андрей Муругов. – Ведь за сутки до нападения от других судов на «Ариану» приходили сообщения о попытках захвата.
– Мы знали, что прямо по курсу на расстоянии 250 миль от пиратов отбились четыре морских экипажа, – говорит моряк. – Однако официальные сообщения на судно так и не пришли. Не было ни судового собрания, ни светомаскировки – судно плыло, как новогодняя елка.
– Поскольку мы находились в открытом океане, а не в Аденском заливе – была возможность маневра, – продолжает Андрей Муругов. – Представители компании на борту должны были сообщить об этом греческому судовладельцу, чтобы тот принимал решение. Потом судовладелец сказал нам, что он ведь тоже пострадавшая сторона. И, в принципе, он прав – судно разграблено, разгромлено пиратами. Он тоже понес убытки.
За две недели до захвата на судне неоднократно обсуждалась тема нехватки топлива.
– Возможно, поэтому о возможном захвате в компанию и не сообщили, – отметил Муругов. – Судовладелец наверняка предложил бы обойти столь небезопасный район, тогда пришлось бы сознаться, что не хватает топлива.

«Управлял судном на полусогнутых ногах»
– В половине шестого утра пираты поднялись на борт, я как раз был на вахте у руля, – вспоминает матрос Юрий Васильченко. – Капитан судна, заметив приближение пиратов, дал указания маневрировать, но судно было груженным. В итоге мы не смогли уйти от преследования, поэтому пираты нас и атаковали. Мне приходилось управлять судном на полусогнутых ногах, ведь нас обстреливали. На борт поднялось сразу около 10 корсаров с автоматами Калашникова, были у них гранатометы и пулеметы – советские и американские.
Членов экипажа согнали на верхнюю палубу, пересчитали. Пираты стали что-то требовать, однако понять их было трудно. Как утверждают моряки, по поведению и манере общения они походили на обезьян, только что спустившихся с пальм. Корсары первым делом взломали судовую кассу, капитанский сейф, где было около 8 тысяч долларов, забрали у экипажа мобильники и деньги. Потом моряков загнали в одну каюту, которую охраняли вооруженные пираты. При малейшем шаге в сторону пираты тут же снимали оружие с предохранителей.
– Любая попытка взять судно штурмом при помощи военных привела бы к гибели экипажа, – говорят моряки.

Женщин корсары не обижали
В свою очередь второй помощник капитана судна «Ариана» Сергей Лупачев не считает нападение пиратов запланированным.
– Мы просто проходили мимо, и нам не повезло. Капитан выполнял те функции, которые на него возложены, – сообщил он. – У пиратов просто растут аппетиты. По мере получения миллионных выкупов они улучшают техническое оснащение, закупают скоростные катера, маленькие рыболовецкие суда, на которых выходят далеко в океан. Однако захватившие нас разбойники использовали ржавые автоматы, пулеметы, два противотанковых гранатомета, пистолеты ТТ. А нас они заставляли делать им трапы для захватов других судов.
– Излюбленная пытка пиратов – это завязывать руки и ноги и бросать на раскаленную палубу в районе экватора, – вспоминает Лупачев. – Они засекают 20 минут, и как только начинают синеть руки, развязывают. Правда, двух женщин на судне – кока Ларису Салынскую и буфетчицу Наталью Лось – корсары не обижали.

Компенсацией остались довольны
Моряки поддерживали друг друга, как могли. Впрочем, больше всех досталось старшему механику. Его очень сильно избили, надели на голову мешок.
– У него начались проблемы с сердцем, и он слег. Три дня вообще не вставал, ни на кого не реагировал, беспробудно спал, – рассказывает электромеханик Александр Фют. – Затем его перевели в каюту. И мы вместе со старпомом откачивали его корвалолом.
Сейчас моряки «Арианы» намерены пройти медицинское обследование. По словам моряков, они уже получили компенсацию за проведенное в плену время и отметили, что удовлетворены ею. Тем не менее, суммы они называть не стали – коммерческая тайна. Также моряки поблагодарили за помощь в освобождении Министерство иностранных дел Украины, представительство МИДа в Одесской области и Службу внешней разведки Украины.

Хроника событий
В ночь на 2 мая вблизи Сейшельских островов сомалийские пираты захватили греческое судно «Ариана» под флагом Мальты. В состав экипажа входили 24 жителя Одесской и Николаевской областей. Балкер следовал из Бразилии на Ближний Восток с грузом в 35 тысяч тонн сои. Среди заложников были две женщины, одна из которых после тяжелых преждевременных родов находилась в критическом состоянии.
10 декабря судовладелец греческого судна «Ариана» подтвердил факт выплаты выкупа за освобождение украинских моряков. По информации от самих пиратов, выкуп составил 2,5 млн. долл.
Спустя несколько дней освобожденное судно получило необходимое топливо и в сопровождении кораблей международных сил направилось в порт, куда прибыло 3 января.
6 января из аэропорта города Салала в Украину вылетел специальный самолет, доставивший в Одессу освобожденных из пиратского плена украинских моряков и членов сопровождающей делегации.