Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

На пути из Дуная в Черное море

На пути из Дуная в Черное море
Фото: Строительство дамбы близится к завершению. Фото Олега Владимирского.

Наш канал – лучше!
В первый день пресс-тура журналисты вышли на Дунай, чтобы увидеть, как идут работы по проекту восстановления глубоководного судового хода (ГСХ) «Дунай – Черное море». А на следующий день прибыли в Измаил, где состоялось выездное заседание депутатов Верховной Рады Украины по вопросу развития Придунайского региона с учетом двух аспектов: украинско-румынских отношений и дальнейшей судьбы ОАО «Украинское Дунайское пароходство».
ГСХ «Дунай-Черное море», по оценке специалистов, способен в считанные годы вывести Украину в лидеры регионального судоходства. Уверенность в этом укрепилась после того, как за неполные десять месяцев 2009 года нашим каналом воспользовалось более тысячи судов – не только под сине-желтым прапором, но и под флагами целого ряда стран.
К 30 ноября на ограждающей дамбе подходного канала, протянувшейся надводной частью в глубь моря на 2730 метров, должны завершиться все строительные работы.
Функции заказчика работ по проектированию и строительству ГСХ «Дунай-Черное море» через устье Быстрое выполняет госпредприятие «Дельта-лоцман».
– В этом году произошел самый значительный прорыв в отстаивании интересов Украины как транзитной державы, – говорит директор ГП «Дельта-лоцман» Александр Голодницкий. – Благодаря вниманию и помощи нынешнего правительства удалось достигнуть проектных показателей первого этапа и получить четкую перспективу на будущее. Постановлением Кабмина уточнены финансовые показатели инвестиционной программы по восстановлению ГСХ, объем которой в итоге составит 236,7 млн. гривен. Также только нынешним правительством была проделана работа по выполнению процедур, установленных Конвенцией об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте, так называемой Конвенцией Эспоо, и глубоководный судоходный ход обрел статус легитимного.
В прошлом году начался фактически третий этап реализации проекта восстановления канала. На этот раз удалось избежать повторения многих прошлых ошибок.
– Постройкой глубоководного судового хода «Дунай-Черное море» Украина преследует несколько очень важных государственного масштаба целей, – резюмирует депутат Верховной Рады Украины Павел Унгурян, один из организаторов выездного заседания членов парламента по вопросам украинско-румынских отношений и развития Придунайского региона. – Это обеспечение территориальной целостности Украины и получение соответствующих рычагов геополитического воздействия, усиление экономической и политической безопасности государства. Канал важен и для разрешения социально-экономических проблем, накопившихся в депрессивных районах Одесской области, в частности, Измаильском, Килийском, Ренийском и Болградском. Полноценное функционирование ГСХ создаст условия для модернизации транспортной инфраструктуры в Придунавье, для развития туризма. Наконец, возобновление активного судоходства на украинском участке Дуная может стать одной из самых мощных составляющих евроинтеграционного курса, заявленного нашим г
осударством.

Украина – Румыния. Все непросто...
С каждым годом количество возникающих проблем в отношениях между Украиной и Румынией увеличивается. Причем ни одну из них не удалось решить дипломатическим путем.
– Хочу отметить, что именно в Верховной Раде нынешнего созыва была впервые создана группа по межпарламентским связям с Румынией, которая стала инициатором проведения закрытых слушаний о складывающихся отношениях между нашими странами, – рассказывает Павел Унгурян, заместитель председателя этой группы. – Приходится констатировать, что Румыния до сих пор играла на опережение, исповедуя политику небольших конфликтов. К этим конфликтам относится и противодействие строительству ГСХ «Дунай – Черное море». Соседи, постоянно ссылаясь на якобы нарушения нашей стороной экологических норм, фактически требуют, чтобы Украина просто отказалась от эксплуатации глубоководного судового хода. Но это же нонсенс! При этом сама Румыния не является образцом в деле соблюдения экологических требований: в сентябре Украина обратилась в Конвенцию Эспоо с экологическими претензиями к Румынии, загрязняющей сегодня дельту Дуная.
Требует решения еще одна проблема. Наша страна должна получить от соседа официальное согласие на углубление руслового участка ГСХ «Дунай – Черное море» до проходной осадки 7,2 метра, предусмотренной проектом. Однако, по имеющейся информации, Румыния такого согласия не даст. И понятно почему. Уже сейчас ясно, что для судовладельцев условия прохода по ГСХ «Дунай-Черное море» гораздо привлекательнее, чем те, что может предложить Румыния по Сулинскому каналу.
Так, отечественный проект предусматривает круглосуточное и двустороннее движение судов, в то время как у конкурентов движение одностороннее и только в светлое время суток. И стоимость судопрохода через ГСХ ниже на 40-60 процентов. Однако дело даже не в условиях судопрохода и ценах. Строительством ГСХ «Дунай – Черное море» Украина возвращается в число влиятельных игроков на рынке грузоперевозок через нижнюю часть Дуная.

УДП: быть или не быть?
Есть еще один аспект работы ГСХ «Дунай – Черное море»: канал поможет вернуть к жизни предприятие, без которого не поднять экономику Придунавья, – ОАО «Украинское Дунайское пароходство». Главной причиной негативного финансового результата за 9 месяцев 2009 г. председатель правления – президент ОАО «УДП» Вадим Сухоненко назвал неудовлетворительную работу морских судов пароходства: из 26 судов перевозками грузов занималось только одно – сказался мировой экономический кризис. Держаться же УДП на плаву позволяет более-менее успешная работа речного и пассажирского флотов. И статус «Национального перевозчика Украины», который в свое время получило Украинское Дунайское пароходство, сегодня является больше красивой декларацией, а не реальной констатацией возможностей.
Самая болезненная проблема – процедура списания судов, которые уже отслужили все мыслимые сроки эксплуатации. Делать это из-за особенностей украинского законодательства крайне тяжело. Народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам транспорта и связи Юрий Крук об этой проблеме знает. Но быструю помощь не обещает. Во-первых, надо подготовить предложения по изменению законодательства. Во-вторых, их надо провести через Верховную Раду.
100 процентов акций ОАО «Украинское Дунайское пароходство» принадлежит государству. Однако момент для передачи пароходства в частные руки, по мнению Юрия Крука, пока не наступил. Вторит ему и заместитель председателя Одесской облгосадминистрации Иван Чорбаджи, участвовавший в заседании: региональная власть категорически не согласна с приватизацией УДП, которая крайне негативно может сказаться на социально-экономическом положении Придунавья.
Строительство и эксплуатация ГСХ «Дунай – Черное море» наверняка вдохнет новую жизнь в экономику Придунавья. Появится работа у судов Украинского Дунайского пароходства. Пойдут грузы – оживут порты, расположенные вдоль Дуная. Главное – во всех начинаниях руководствоваться исключительно национальными интересами Украины.


P.S. Подытоживая услышанное и уведенное, следует отметить, что впервые за последнее время удалось стать свидетелем системного подхода нашего государства по отстаиванию своих экономических, геополитических, экологических и социальных интересов с умелым использованием дипломатических рычагов воздействия в отношениях с таким беспокойным соседом, каким является Румыния.