— Мы делаем это, чтобы освободить улицы города от нагромождения палаток и контейнеров, чтобы благоустроить Одессу, приблизить ее к европейскому облику, — сообщил начальник управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Александр Малин.
А незадолго до этого закрыли мини-рынок «Солнечный», что располагался на пересечении пр. Космонавтов и ул. Филатова. Это вызвало неоднозначную реакцию, в том числе и негативную. По понятным причинам в первую очередь недовольны были сами продавцы. Было постоянное место. Был товар, в который вложены деньги, порой и немалые. Как дальше быть?
— Мы с пониманием относимся к судьбе тех, кто работал на рынке, — отметил по этому поводу начальник управления. — Представители торгующих были у меня на приеме, и я пообещал, что если они подберут для себя места на других рынках, мы поможем их соответственно оформить…
Прошло время, страсти улеглись. По нашим данным, многие из продавцов уже определились в своем дальнейшем бизнесе или близки к этому. Вздохнули и прохожие. Место расчистилось, теперь свободно можно идти по тротуару, не огибая многочисленные торговые точки. К тому же раньше они затрудняли проход к остановке общественного транспорта. И эта проблема исчезла. О водителях и речь не идет: уже не приходится на ходу определяться: а что там, за «слепым» перекрестком?
Подобных базарчиков, как бывший «Солнечный», в Одессе хватало. В большинстве своем они возникли еще в пору всеобщего дефицита, когда слово «купить» было полностью вытеснено словом «достать»: где достать и как не переплатить при этом? Теперь это уже не вопрос. К тому же и цены на мини-рынках далеко не «смешные», как прежде было, и уверенности в качестве товара тоже нет. О том, насколько они украшают наш город, и говорить не приходится. Вот почему городские власти взялись за реорганизацию уличной торговли.
— Мы начали демонтировать рынки еще в 2005 году, — отмечает Александр Малин. — Для этого имеются все решения горисполкома и заключения соответствующих инстанций.
В первую очередь убираются рынки, не имеющие правоустанавливающих документов. Иначе говоря, стихийные, на организацию которых никто вообще «добро» не давал. Пришлось отказаться и от тех «точек», где систематически нарушались правила торговли. Затем наступила очередь вполне легальных мини-рынков. Таких, например, как тот же «Солнечный», которые уже давно перестали нас удовлетворять — и по эстетическим соображениям, и по качеству и безопасности торговли. Кстати, базарчик, о котором идет речь, уже 7-й по счету, который был демонтирован с начала жесткой проверки городских рынков.
Уже в ближайшее время намечено свернуть еще более 100 торговых объектов. В том числе и расположенных в районе Одесского железнодорожного вокзала.
— Та картинка, которая встречает гостей нашего города, когда они выходят с перрона вокзала, не укрепляет благоприятный имидж города, — отметил Александр Малин.
Одесситы стали чаще посещать супермаркеты и магазины вместо рынков. 59,5% одесситов предпочитают отовариваться в супермаркетах из-за комфортности, а также благодаря близкому расположению. 33,9% населения стараются посещать городские рынки, поскольку цены там все-таки ниже, чем в крупных магазинах. Еще 6,4% горожан посещают обычные продуктовые магазины. Таковы данные недавнего опроса, проведенного недавно Фондом общественно-политического мониторинга и анализа совместно с Центром социальных технологий человека.
Кстати, хотите верьте, хотите нет, но и наш любимый легендарный «Привоз» скоро закроют. Точнее, половину его — в связи с реконструкцией рынка. Начнется она со стороны ул. Преображенской в сторону ул. Екатерининской — эту часть обнесут строительным забором, а торгующих разместят на второй половине «Привоза». Затем возьмутся и за нее. Весь комплекс работ планируется завершить в 2009 году.
Согласно проекту, старую крышу снесут. В подземной части расположатся паркинг и хозяйственные помещения. Над всем над этим — торговые места. Будет и еще один ярус, в основном для отдыха и развлечений. От нынешнего «Привоза» останется лишь «Фруктовый пассаж» — памятник архитектуры 1913 года. Он будет соответствовать своему названию — в нем разместятся фруктовые ряды.
— Латать дыры — ни к чему это не приведет, — заметил директор КП «Рынок «Привоз» Борис Монахов. — Я это пробовал делать поначалу: и красить там, и варить и т.д. Через неделю все превращается в то же, что и было. Поэтому здесь нужны кардинальные меры.
И действительно, реконструкция давно назрела. Лишь коммуникациям, проложенным под территорией базара, больше 100 лет. Не случайно здесь уже отлавливали бомжей, больных острыми кишечными заболеваниями, а в последнее время мимо рыбных рядов сложно пройти.
Разумеется, такая «перестройка» причинит определенные неудобства и продавцам, и покупателям. Но главное — «Привоз» будет продолжать работать. Кстати, идут переговоры с руководством трамвайного депо, расположенного возле рынка: о временном функционировании в его здании некоторых торговых объектов….