Загрузить еще

Ах, Одесса, не город, а невеста!

«Помню, как-то сын-школьник спросил, в чем смысл моей работы. Я ответила: хочу сделать наш город красивей, – говорит начальник Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы Снежана Иовчева. – Наверное, для него это был существенный аргумент, потому как с того самого дня, увидев неудачно оформленную рекламу, он тут же звонит мне на мобильный...»

Магдебургское право по-одесски
– Снежана Викторовна, наружная реклама сегодня стала частью городской культуры. Кто-то ее не замечает, кто-то критикует, кто-то любуется. Как относитесь к внешней рекламе лично Вы?
– До момента, как я пришла на работу в Бюро, на все эти рекламоносители я не обращала абсолютно никакого внимания, и даже не могла предположить, что стану разбираться в этой сфере профессионально. Разумеется, с тех пор утекло больше трех лет. За это время произошли изменения не только в форматах рекламы, а и в качестве работы рекламных компаний. Предприниматели, работающие в этой отрасли сегодня, пытаются учитывать архитектурные особенности Одессы. И учатся понимать, что вторгающийся в облик города принимает на себя ответственность.
– Последнее время в городе стало заметно больше социальной рекламы. С чем это связано?
– В связи с кризисом 2009 год назван годом социальной рекламы. Известно, что за размещение коммерческой рекламы необходимо осуществлять плату согласно утвержденных тарифов. Учитывая финансовую ситуацию в стане, многие фирмы-заказчики отказались от рекламных услуг. В начале сего года «невостребованность» одесского рекламного рынка составляла 65%. Чтобы рекламные площади не пустовали, поскольку это неэстетично и финансово наказуемо, рекламные компании размещают на конструкциях социальную рекламу, которая освобождается от платы. Многим рекламным компаниям это дает возможность удержаться на плаву. Сюжеты на различные социальные темы рекламщики разрабатывают самостоятельно. На Украине, помимо Одессы, социальную рекламу бесплатно размещают только Львов и Донецк. Это весьма лояльный подход к нашим предпринимателям. К слову, вспомнились сюжеты, приуроченные ко Дню города. Если вы обратили внимание, на бигбордах изображены части тела с забавными надписями: «Ах, Одесса, жемчужина у моря», «Одесса – пуп земли», «Одесса – большая деревня», «Ах, Одесса не город, а невеста», «Одесса – рулит». К большому удивлению, эти сюжеты умудрились назвать рекламно-агитационными. По моему мнению, если биг-борды на улицах нашего города агитируют улыбнуться, значит, мы таки точно в Одессе.
– Может ли бюро отказать в размещении каких-либо рекламных сюжетов?
– Согласно действующему законодательству Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы не имеет права вмешиваться в содержание рекламных сюжетов. Но если мы обнаруживаем наружную рекламу, которая идет в разрез Закону «О рекламе» и этическим нормам, информируем Управление по делам защиты прав потребителей, которое законодательно вправе применять к нарушителям штрафные санкции.
– Еще недавно билборды можно было размещать где угодно: посреди тротуара, вблизи проезжей части, над головами прохожих...
– Парадокс, но на государственном уровне нет документов, которые бы четко регламентировали размещение рекламы. В законе есть единственная статья, где есть определение наружной рекламы и несколько общих запрещающих норм. Также, принятое в 2003 году Кабмином постановление «О типовых правилах размещения внешней рекламы», сегодня изрядно устарело и не учитывает архитектурных особенностей отдельно взятого города. Понимая крайнюю необходимость урегулирования данной сферы, в 2008 году Бюро разработало и вынесло на суд исполкома проекты решений «О порядке размещения вывесок территории города Одессы» и «Об утверждении Правил размещения рекламы в городе Одессе в новой редакции», которые нашли поддержку у местных властей. Предварительно оба документа были вынесены на общественное обсуждение. Многие одесситы поддержали нашу инициативу. Сегодня мы гордимся тем, что одесситы первые в стране спасли архитектурные памятники от засилья крупноформатных рекламных конструкций. Согласно правил, исполком ввел запрет на установку в центральной части города рекламных конструкций площадью более 9 кв. м., а в исторической – 4,5 кв. м. Сегодня в Бюро звонят из многих городов Украины и просят поделиться опытом.

Руины рекламных щитов
– Не находите ли Вы требования к «наружке» несколько завышенными?
– Когда наружная реклама стала загораживать жизненно важное пространство одесситов, стало понятно, что в прежнем виде она уже существовать не может. Городская среда, согласитесь, очень активная, поэтому внешняя реклама не может нарушать ее естественное движение. Еще одно неукоснительное требование – реклама должна гармонично вписываться в городское пространство. По сути, быть невидимой. Ни для кого не секрет, что Одесса – колоритный город. Совершенно неправильно закрывать памятники архитектуры громадными щитами. К счастью, многие рекламные компании уже четко осознают, что неухоженные громоздкие щиты с непонятным содержанием – это уже антиреклама.
– Помните ли Вы самую нелепую рекламу?
– Курьезные случаи возникают каждый день. Улыбку вызывают огромные вывески, которые закрывают большую часть великолепных здании с лепниной. В таких случаях задаем единственный вопрос: «Вам самим это нравится?» Многие предприниматели понимают нас с полуслова и приносят более качественный вариант. Иногда приходится принимать довольно жесткие решения.
– Иногда нам звонят читатели и сетуют на «неправильные вывески», которые загораживают им окна. Как вы реагируете на подобные жалобы?
– Это часть нашей работы. Когда поступает жалоба, районный инспектор мгновенно выезжает по месту вызова. Наша задача решить проблему. Надо сказать, что по сравнению с прошлым годом, количество жалоб сократилось втрое. Видимо, благодаря новым правилам, рекламная сфера приобретает все более урегулированный характер. Сегодня, прежде чем выдать разрешение и техпаспорт, обязательно требуем, чтобы владелец вывески согласовал ее размещение с соседями. Но есть и обратная сторона медали. Одесситы – народ весьма находчивый и предприимчивый, поэтому нередко устанавливают рекламу по собственному желанию. Ежедневно наши инспекторы выявляют не менее 10 самовольных объектов. А за последние полтора года мы демонтировали свыше двух тысяч подобных рекламных «шедевров».
– Снежана Викторовна, на что Вы лично обращаете внимание, когда бываете в других городах?
– На рекламу, конечно, – улыбается наша собеседница. – Все фотографируют памятники архитектуры, а я – билборды. Приятно отметить, что многие украинские города берут с Одессы пример и постепенно расстаются с громоздкой рекламой в центральной части.

Одесса станет лучшей в Европе!
– Очень заметно одесские улицы преобразились с появлением стеклянных остановочных павильонов.
– Одесса пошла тем же путем, что и другие европейские города – Париж, Лондон, Мадрид, Кельн... Поскольку расходовать миллионные средства на реализацию данной задачи городу не по средствам (один только павильон обходится в 10 тыс. у.е.), для этих целей привлечены инвестиции.
Сегодня в центральной части города уже обустроены пять улиц: Тираспольская, Пушкинская, Успенская, Ришельевская и Дерибасовская. Уличная мебель – а это не только остановки, но также скамейки, урны, фонари – спроектированы французской и немецкой компаниями, разработки которых сегодня украшают городское пространство более чем в тридцати странах мира. Павильоны ожидания защищены от дождя и ветра, просты в обслуживании. Каленное и армированное стекло устойчиво к ударам, и тем самым максимально защищено от вандалов.
Не оставляем без внимания спальные районы. Сейчас Бюро разрабатывает план благоустройства Фонтанской дороги, улиц Мясоедовской и Балковской, Щорса и площади Независимости.
– Ваши пожелания нашему городу?
– Пользуясь случаем, я процитирую комплимент своих иногородних друзей: «Одесса хорошеет. Это город, созданный для жизни». Хочется, чтобы наш город стал лучшим не только в Украине, но и в Европе. Поэтому лично я каждый миг стараюсь быть для Одессы полезной.

Только цифры
В 2008 году поступления в городской бюджет от внешней рекламы составили 14 млн. грн. Ожидаемая сумма пополнений в 2009 году – не менее 13,5 млн. грн.

Из досье «КП»
Снежана Иовчева, начальник Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы.
В 2001 г. окончила Одесский политехнический университет по специальности менеджер-экономист, в 2006 г. – Юридическую академию. В 2004 г. работает в Одесском областном отделе по вопросам банкротства при Министерстве экономики, с 2005 г. – в отделе контроля департамента организационно-кадрового и документального обеспечения Одесского городского совета. В 2006 году перешла на должность юриста в Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы. С 2007 г. – заместитель начальника Бюро. В 2008 г. назначена на должность начальника.



– Стараюсь быть для Одессы полезной!Фото Александра Шепелева.