Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Как Харатьян в Одессе джинсовую кепку покупал

Как Харатьян в Одессе джинсовую кепку покупал
Фото: Дмитрий Харатьян.

На этой неделе актеру Дмитрию Харатьяну исполнилось 48 лет. У народного любимца с нашим городом связано немало интересных воспоминаний

Играл в футбол и лазил через заборы

В Одессе 16-летний Дмитрий Харатьян появился имея определенную известность. На тот момент он успел уже сняться у Владимира Меньшова в фильме «Розыгрыш» (1976 год), сыграв романтика с гитарой Игоря Грушко. А на берегу Черного моря ему предстояло сыграть школьника Володю Емельянова в фильме режиссера Анатолия Васильева «Фотография на стене» (экранизация повести Василия Аксенова). Эта картина в творческой биографии Харатьяна стала судьбоносной: именно на съемочной площадке в Одессе он задумался о профессии актера всерьез (а собирался быть хирургом).

Поскольку съемки были в конце весны и нужно было закончить учебный год, то на время съемочного периода Харатьяна киношники «пристроили» учиться в школу № 56 — самую близкую к гостинице «Аркадия», где и жил актер.

— Как-то на перемене подошел ко мне мой друг и сказал, что в параллельном классе будет учиться актер Дима Харатьян, — вспоминает Юрий Никитин. — Одному парню из того класса поручили показать Диме город, но у того не было времени, и перепоручили это мне.

Думаете, я повел его в город смотреть на Оперный театр? Как же! Что может быть для одесского мальчишки интереснее моря?! Дима легко и радостно согласился, и я повел его в Аркадию. Вести его по проспекту было бы противоестественно для нас, тогдашних мальчишек, и мы через дырку в заборе турбазы имени Молодцова-Бадаева вышли к морю... О чем мы говорили тридцать с лишним лет назад, не вспомнить. Запомнилось лишь, что на мои ответы он часто реагировал восклицанием «Да-а-а?». Диме нравился одесский говор, и он довольно часто спрашивал, что я имел в виду, когда говорил то или иное. Погуляв по Аркадии, посмотрев, как отчаливают «морские трамвайчики», мы отправились обратно и расстались в районе гостиницы «Аркадия» довольные. В школе Дима, пока учился, был приветлив, не заносчив, хотя и держал дистанцию. А может, и не держал, а просто был холоднее нас, южан. Было и такое, что в футбол с нами играл — класс на класс...

Долгие перекуры

— Однажды именно в нашей школе был объявлен набор массовки для съемок фильма с рабочим названием «Тем временем где-то...» (фильм «Фотография на стене» — Прим. авт.), — продолжает свой рассказ Юрий Никитин. — Сам по себе процесс съемок мне показался неинтересным. Он состоял для нас в ожидании того, что вот-вот будут снимать, но чаще этого не происходило. Так, исполнителя роли военрука могли минут по тридцать гримировать, потом еще минут тридцать выставлять освещение, и все это только для того, чтоб он вышел перед строем и приказал снять противогазы. Нас это, конечно, особо не смущало, так как было много времени для общения. Во время долгих пауз Харатьян подходил к нам, чтобы перекинуться парой слов, а также перекурить. Запомнился он мне и с гитарой, но играть, по большому счету, он не умел, по крайней мере тогда.

Тремя годами позже Дмитрий Харатьян снова оказался в Одессе, в 1980 году, на съемках историко-приключенческого фильма «Школа» по повести Гайдара «Обыкновенная биография в необычное время».

Харатьян в роли Пушкина?

В 1982 режиссер Марлен Хуциев задумал снимать фильм о Пушкине на Одесской киностудии. А на роль поэта он хотел взять... блондина Дмитрия Харатьяна.

— Когда мне позвонили от Хуциева и предложили эту роль, я подумал, что кто-то очень глупо пошутил, — вспоминает в одном интервью Дмитрий Харатьян. — Я спросил у девушки, представившейся ассистенткой Хуциева: «Вы меня давно живьем видели? Бакенбарды у меня вроде бы не растут и даже волосы не вьются». Но потом Хуциев объяснил, что видел меня в дипломном фильме одного молодого режиссера. Я там в роли лейтенанта ехал на танке весь испачканный и был похож не на Пушкина, а на Ганнибала. Хуциев, видимо, проследил эту родственную параллель и стал меня пробовать.

Однако эта роль так и не состоялась. Причиной стал худсовет Госкино, где Хуциеву заявили: «Марлен Мартынович, вы с ума сошли! Пушкин — гений русского народа, а тут какой-то подросток, да еще с фамилией Харатьян».

— Руководство Советского кинематографа в то время предлагало на роль Пушкина Шакурова. — рассказал «КП» директор Музея кино одесского отделения Союза кинематографистов Украины Вадим Костроменко. — Марлен Хуциев заявил: либо Харатьян, либо никто. Так фильм и не получился.

Помогал Брондукову

«Зеленый фургон» — важная страница в творческой биографии Харатьяна. А ведь ее могло и не быть. Дело в том, что изначально режиссером картины должен был быть Владимир Высоцкий. Уже и наброски сценария были, распределены роли (о Харатьяне речь не шла). Но жизнь известного барда оборвалась... Через два года, в 1982 году, проект снова запустили и доверили его режиссеру Александру Павловскому (сценарий Высоцкого оставили, его доработал Игорь Шевцов). На работу к своему однокурснику Диму Харатьяна «сосватал» именно Владимир Меньшов. Но опять без случайностей не обошлось.

Как-то между съемками Дима выдал мини-концерт: спел песни Окуджавы. На тот момент Александр Градский уже отказался исполнить песни к фильму на музыку Максима Дунаевского. Градский считал, что исполнение «чужого» подрывает его авторитет. Прознав о еще одном таланте Харатьяна, режиссер вместе с ним помчался в Полтаву к Дунаевскому. Там, в студии, он уговорил мэтра, что исполнять песни «Двадцатый год» и «Ты где, июль?» должен только Дима.

Съемки проходили весело. Лето, жара. Актеры купались, собирали мидий, готовили плов. Дмитрий Харатьян и Александр Соловьев (Красавчик) сражались в настольный хоккей.

— Помню, съемки были веселыми и легкими в плане профессионализма актеров, — вспоминает брат режиссера Александр Павловский. — Очень хорошо работалось с Харатьяном. Он — профессионал! Он идеален. Понимает режиссера с полуслова. Он четко знает, что, где и как сыграть. Он очень артистичный! Дима — хороший предприниматель. И хочется сказать о его человеческих качествах. Когда заболел Борис Брондуков, а с ним Дима вместе не раз снимался («Зеленый фургон», «Подвиг Одессы» и др. — Прим. авт.), то он материально помогал семье актера, ездил к ним в Киев. И я знаю, что перед смертью в числе немногих Борис Брондуков узнавал Харатьяна. У них были очень теплые отношения.

«Мне там памятник скоро поставят!»

Одесская киностудия в 1986 году снова пригласила одного из любимых актеров в картину «Была не была!» (рабочее название «Педсовет») с Алексеем Жарковым в главной роли. Снимал фильм Валерий Федосов. А в 1991 году на съемки фильма «И черт с нами!» режиссера Александра Павловского (история о том, как Сталин очутился в нашем времени) Харатьян приехал с женой.

— То, что Дмитрий — хороший партнер, профессиональный, дисциплинированный актер — это было видно сразу. Но мы еще увидели, что он любящий муж, — вспоминает художник картины «И черт с нами!» Александр Токарев. — Было видно, что это крепкая семья, что они любят друг друга.

— А это правда, что по опросам журнала «Советский экран» Харатьян несколько лет считался самым сексуальным, красивым актером?

— Это правда! Мы спрашивали его об этом. Он подтвердил, что действительно такие опросы проводились. Он тогда и сейчас, несмотря на свой неюный возраст, отлично выглядит, потому что занимается собой, ведет здоровый образ жизни. Кстати, я спрашивал его, почему он не переезжает в Москву. Он же живет в Подмосковье, где и вырос. Он ответил: «А зачем? Я в городе — первый, я — герой. Мне там памятник скоро поставят!»

Было дело

— Я и мой товарищ Сережа Шустов, который живет сейчас в Америке, снимались в эпизодах, играли одноклассников главных героев фильма «Фотография на стене», — вспоминает Виталий Михалюк. — За съемочный день платили нам от 1,50 до 3 рублей.

Так вот, в то время (1977 год. — Прим. авт.) джинсы были у двух человек из класса и семи из всей школы. Стоили они месячную зарплату — 100-150 рублей. А Сереге то ли прислали из Америки, то ли мама пошила джинсовую кепку. Ну, джинсы-то у Харатьяна были, а вот кепки, да еще такой — не было. Ходил он за нами целый день, все клянчил продать. В конце концов, уговорил! Продал ему Серега кепку, как сейчас помню, за 10 рублей...

— Ну продай кепочку, Серега!

С Мариной Нееловой в фильме «Фотография на стене»

Кадр из картины «Зеленый фургон»

Материалы предоставлены Музеем кино одесского отделения Союза кинематографистов Украины