26 декабря
Загрузить еще

Один день в Одессе с детской коляской

Сегодня все только и говорят, как повысить уровень рождаемости в Украине. А вот об условиях для малышей и мам позаботиться забывают. Мы решили выяснить, как вообще чувствуют себя на улицах Одессы мамы с маленькими детьми, да еще с колясками.

Вниз по лесенке идем: раз, два, три…

Малышке моей подруги Лене — Олечке — исполнилось два месяца. В такой день как без прогулки? Перед тем как взрослые сядут праздновать день рождения, надо надышаться свежим воздухом. А потом сладко заснуть в своей уютной кроватке.

Сопровождать Олечку с ее мамой вызвалась я. Ведь надо было лично ознакомиться с радостями и трудностями прогулки с малышом. Да и моя помощь, как оказалось, была необходимой. Первым делом следовало спустить коляску с пятого этажа. Причем дом у Лены хрущевский, без лифта.

— Был бы лифт, в него бы коляска не поместилась, — утешила меня Лена. Она не раз слышала жалобы мамочек в поликлинике, которым также приходилось тягать конструкцию, потому что лифт не предназначен для такого транспорта. А если и предназначен, то часто ломается и застревает.

Ладно, берем коляску с посапывающей в одеялах Олечкой и осторожно спускаем по лестнице. Через три проема, чувствую, как начинают дрожать коленки. Конструкция, причем облегченная, весит килограммов 15. Представляю себе, как будем поднимать ее на пятый этаж.

— А мы так с мамой каждый день, — сообщает Лена. — Мужская часть семьи в светлое время дня обычно работает.

Но вот и первый этаж. Тут особенно темно. Ни окон, ни дверей. В потемках нащупываем выход. И кто так строит? Видимо, как растить детей, ни тогда, ни сейчас не задумывались. Еще две ступеньки с порожка подъезда, и мы на дорожке. Мечтать о том, что подъезд оборудуют специальной горкой или рельсами, не приходится. Протащили пять этажей, что там какие-то две ступеньки…

То яма, то канава

Но вот мы на финишной прямой. Лена поручает коляску мне. А сама корректирует маршрут.

— Прямо — яма, бери левее. Поворачивай направо, там дорога ровнее.

Опыт прогулок заставил ее выучить рельеф местности.

Прямо по курсу мчится машина. Мы едва успеваем заехать на бордюр.
— Гоняют, как сумасшедшие, — замечает Лена. — А там вообще целую парковку устроили.
Пробираемся мимо иномарок. Лена корректирует курс, чтобы, не дай бог, не зацепить дорогую машину.

Ну, вот мы и выехали из двора. Позади лужи и высокие бордюры. Их мы успешно преодолели. Теперь до парка катись по тротуару и ни о чем не думай. Ага, не тот случай. Колесом попадаю в трещину на асфальте.

— Не расслабляйся, — советует Лена. Олечка, привыкшая к тряске, глубокомысленно позевывает.
Мимо нас проносятся машины, обдавая выхлопами. Лена закрывает коляску накидкой. Олечке такой воздух совершенно не полезен. На зеленый свет переходим дорогу к парку. Тут хорошо. Дорожки, детская площадка. Возле скамеек урны. Воздух напоен осенней свежестью. Хоть бы парки у нас не отобрали. Чтобы было, где гулять с детьми. А то вон уже строительство начали в середине сквера. Зеленая зона — приманка для инвесторов.

В троллейбусе не поедем, в маршрутке нет возможности

После прогулки решаем заехать в магазин. Олечка сладко спит.

— Только не в маршрутке, — категорична Лена, — коляску некуда поставить. Да и народу там, как селедок в бочке. В троллейбусе в это время тоже толчея.

Двери открываются. Люди с неудовольствием смотрят на нас с коляской. Неужели и эти сюда тоже? Нет, в троллейбусе мы не поедем. Моя затея прокатиться в общественном транспорте потерпела фиаско.

— Я без мужа далеко никуда не езжу, — сообщает Лена. — Если куда-то надо, то только на машине. Другой возможности нет. Разве что с Олечкой на руках. Но это очень тяжело, транспорт почти всегда забитый. И уступают место неохотно. Я когда беременная была, в маршрутке, бывало, стою, чуть не падаю, а никто не поднимется. Отвернутся к окну — мол, ничего не видим и не знаем.

По пути встречаем молодую маму Татьяну с малышом. Она тоже предпочитает гулять своим ходом.

— Проехать в маршрутке просто невообразимо, — замечает она, — если бы их было побольше и чаще ходили, то не было такой толкотни. И хорошо, если бы городские власти уделили внимание пешеходным дорожкам. Они неровные, с выбоинами. С коляской очень неудобно ездить.

В магазинах больших и маленьких

Подъезжаем к небольшому магазинчику. Перед дверью порожек.
— Туда с «транспортом» нельзя, — информирует Лена.

Ладно, идем в супермаркет. Там порожков нет. И места побольше. Спокойно въезжаем в здание. На нас — никакого внимания. Видимо, мамы с колясками — уже привычное дело.
— Обычно в магазин или мама, или я ходим, или муж вечером заходит, — замечает Лена, лавируя между прилавками. С Олечкой мы здесь в первый раз.

На стенде продавщица переставляет консервы. Но пирамида рушится и несколько банок летит на пол. Олечка просыпается и начинает кричать. Лена берет ее на руки, стараясь успокоить. Нарушили сон младенца. Нет, магазины, тоже не для малышей. Стоять в очереди у касс мы не решаемся, поэтому уходим без продуктов. Еще одна попытка — зайти в аптеку. Впереди две ступеньки. Дружно их преодолеваем.

— С коляской там не развернешься, — предупреждает нас еще одна мама с ребенком. Пока Лена покупает лекарства, я общаюсь с Марией.

— Условия для нас ужасные, — говорит она, — одну коляску я уже на дорогах убила. Особенно плохие внутридворовые проезды.

Она спускает коляску со ступенек. Это уже привычное дело.

Ура, мы дома!

Подняться на пятый этаж нам помог Ленин папа. Он как раз возвращался с работы. Повезло, а то как бы корячиться пришлось!

В общем, я поняла, что растить в сегодняшних условиях ребенка — героическое дело. Так что все наши матери — просто молодцы. Потому что выжить в большом городе с младенцем, да еще без чьей-то помощи, это вам не фунт изюму. Это я поняла как на собственном опыте, так и со стороны.