Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех. Шарль Монтескье.
Несмотря на огромное количество указов, государственных программ и законов, направленных на решение проблем детей-сирот, численность малолетних беспризорных остается чрезвычайно высокой. В Одессе, по разным оценкам, количество беспризорных колеблется от 3000 до 5000 человек. Многие из тех, кто оказался на улице, сбежали из детских домов других регионов страны или из семей, где царит насилие и страх. Они живут небольшими группами, делясь друг с другом всем: собранной милостыней, теплом своих тел, наркотиками. Многие принимают опасные коктейли из экстрактов болеутоляющих таблеток, мухоморов, марихуаны, опиума и сиропа от кашля, дышат клеем. Большинство не имеют никаких документов, лишены возможности учиться, нередко подвергаются физическому и сексуальному насилию. «Генералы люков и подворотен» — только часть айсберга. А сколько подростков готовы покинуть отчий дом из-за того, что их родители ведут асоциальный образ жизни?! Им некуда обратиться за помощью. Это вопиющее нарушение конвенции ООН о правах человека, ратифицированной Украиной, и утвержденного Парламентом «Национального плана действий относительно защиты прав детей». В чем же глубинные причины этой проблемы?
Очевидно, что отсутствует механизм реализации всех этих программ и проектов и контроль за их выполнением.
Проблема бездомных детей находится под пристальным вниманием общественно-политического объединения «Справедливая Одесса», собравшего под своим крылом ряд общественных организаций, неравнодушных к судьбам наших маленьких сограждан.
Об этом наш сегодняшний разговор. Его участники — лидер общественно-политического объединения «Справедливая Одесса» Дмитрий Спивак, заместитель председателя областной общественной организации «Одесса за громадянське суспiльство» Любовь Белоглазова, председатель и заместитель председателя общественной организации социальной защиты населения «Благовiст» Нина Котик и Людмила Сединова.
— «Благовiст» существует уже не один год. О нашей организации знают не только в государственных структурах, но и в мире беспризорников. За семь лет работы «Благовiста» мы помогли 160-ти подросткам. Кого-то устроили в больницу, кого-то в интернаты. Но самая серьезная работа — процедура возвращения детям, оказавшимся на улице, жилья, — считает Нина Котик. — Родителей, ведущих асоциальный образ жизни, выселяют из ведомственного жилья, не заботясь о том, что будет с детьми. Когда мы приходим в райадминистрации, пытаясь восстановить справедливость, нам говорят одно и то же: квартира не была приватизированной, поэтому ее передали другим гражданам. Замечательно! Но, дорогие взрослые, отвечающие по долгу службы за судьбу детей! Позаботьтесь о тех, чье будущее в ваших руках, дайте им другое жилье. Нередко приходится слышать о льготной очереди для детей-сирот, но хоть кто-то взялся подсчитать, сколько ребят действительно попали в эту очередь? Директорам интернатов не до этого, а сами дети, получив аттестат и став вольными птицами, не знают, в какую сторону лететь.
— «Сарафанная» почта распространяет информацию о том, что есть такая организация «Благовiст», и ребятишки приходят к нам со своими проблемами, — подключилась к разговору Людмила Сердинова. — Но в одиночку, какими бы великолепными не были идеи и начинания, нам не справиться, не поломать существующую систему. Поэтому мы и решили войти в общественно-политическое объединение «Справедливая Одесса». Ведь только вместе — мы сила!
Принимая участие в судьбе беспризорников, мы воочию убедились, что дети, прожившие какое-то время на улице, не могут адаптироваться в домах-интернатах, чувствуют себя изгоями. Мы считаем, что для этой категории детей нужны заведения совершенно иного — закрытого типа, в которых применялись бы специальные методы воспитания и лечения.
— Я согласна с этой мыслью. Но, если ставить перед собой задачи по максимуму, то надо думать о том, как искоренить не следствие, а саму причину, — считает Любовь Белоглазова. — Украина всегда была богата традициями милосердия. Казацкие семьи усыновляли детей своих родственников, соседей, не допуская даже мысли, что сироты будут воспитываться в приютах и детских домах. А сейчас при живых родственниках дети отдаются на попечение государства. Чтобы изменить ситуацию, нужно полностью поменять систему взаимоотношения семья — государство. Для этого в школах необходимо ввести курс обучения семейным взаимоотношениям, в который вошли бы такие дисциплины, как семейное право, психология, половое воспитание и различные тренинги. Для малообеспеченных семей и одиноких мам необходимо строить социальное жилье. Но и это еще не все. Китайцы говорят: «Если хочешь помочь своему сыну, не давай ему рыбу, а научи ее ловить». Так и в нашей ситуации. Молодым родителям, особенно одиноким мамам, необходимо помочь с трудоустройством. А ребятам, окончившим школы-интернаты, давать то образование и ту профессию, которая сможет прокормить их.
— Будущая профессия, безусловно — это очень важно, — согласилась Нина Котик. — Но и здесь в отношении воспитанников интернатов происходит нарушение прав человека. Конечно, им нужно дать профессию, которая сможет их прокормить. Но при этом не стоит чесать всех под одну гребенку. Буквально этим летом нам пришлось воевать, отстаивая интересы трех мальчишек. Дирекция интерната намеревалась устроить их в ПТУ строительного профиля. Но один из этих мальчишек мечтал стать поваром, другой — грезил морем… Я называю практику существующей заботы о профессиональном образовании трудовым рабством.
— Нельзя забывать и о том, что дети-сироты, лишившись государственной опеки, остаются один на один с жизнью, к которой не готовы, — продолжила тему Людмила Сединова. — У них нет ни родных, ни близких, и самое страшное — нет жилья. Поэтому некоторые из них становятся бомжами, а нередко обитателями колоний или труженицами «стометровок». Государство обязано позаботиться о создании временных общежитий для этой категории детей, ведь им необходимо время, чтобы адаптироваться, встать на ноги.
— Необходимо создание службы социально-психологической адаптации, которая сконцентрировала бы в своих руках все вопросы. Нельзя делить детей по возрастным категориям. Они все должны находиться в одном подчинении, — считает Любовь Белоглазова.
— Мы готовим ряд предложений, с которыми собираемся выступить на «круглом столе», куда будут приглашены специалисты области и города. Проблема детей останется нерешенной до тех пор, пока она не станет делом каждого человека, — поделилась планами Нина Котик.
— Необходимо создать наблюдательный совет, куда вошли бы представители общественных организаций, занимающиеся вопросом сирот, беспризорными детьми, представители областной и городской администрации, научные сотрудники, преподаватели средних и высших учебных заведений, врачи, бизнесмены, — рассказала о видении перспектив Любовь Белоглазова.
Черту под состоявшимся разговором подвел лидер общественно-политического объединения «Справедливая Одесса» Дмитрий Спивак:
— До тех пор, пока все наше государство и все наше общество будет жить в состоянии перманентно продолжающихся выборов, в состоянии постоянных революционных призывов и «постреволюционного синдрома», до тех пор высшим должностным лицам будет совершенно наплевать на то поколение, которое мы вырастим через десять лет. Убежден, что в европейском сообществе подобные проблемы уже давно не являются актуальными. У нас, к сожалению, это приобретает гипертрофированно катастрофические масштабы. Мне представляется, что СПИД, детский туберкулез и наркомания — это не столько медицинские диагнозы, сколько социальная трагедия нашего общества. Пока наши правоохранительные органы будут сквозь пальцы смотреть на развивающуюся сеть наркоторговли, на размах детской проституции (а ведь этот бизнес кто-то «крышует»), до тех пор, пока мы будем наплевательски относиться к гражданам своей страны, которые по тем или иным причинам лишены родительской опеки и любви, пока все мы вместе не поставим этому заслон и не начнем решать существующие проблемы, наше государство никогда не станет по-настоящему цивилизованным. Приведу статистические данные. В одиннадцати украинских воспитательных колониях ныне проходят «перековку» 2215 несовершеннолетних. Более половины из них были осуждены за воровство и кражи, четверть — за разбой и грабежи, 10% — за нанесение тяжких телесных повреждений или убийство. Возрастная статистика такова: 14-16-летних преступников в колониях 13%, 15-16-летних — 28%, 17-18-летних — 39%. Почти каждый третий приговорен на срок от одного до трех лет, каждый пятый — на срок более пяти лет. В колонии ежегодно попадают 70-90 несовершеннолетних, которые не знают грамоты. Что это: откат назад в 20-е годы прошлого столетия? Но тогда беспризорность возникла вследствие гражданской войны. А Украина не воюет уже более 60-ти лет. Или это равнодушие властных структур всех уровней к судьбам наших маленьких сограждан? Возможно, кто-то считает, что беда не имеет отношения к ним. Коснется! Беспризорные дети, маленькие наркоманы ходят по одним улицам с благополучными детьми, и их пути могут пересечься самым трагическим образом.
Поэтому сегодня мы — объединение «Справедливая Одесса» — «бьем во все колокола», чтобы заставить руководителей страны обратить свой взор на назревающую трагедию и незамедлительно принять действенную и конкретную программу реальных шагов по спасению нашего генофонда, будущего нации. Оскар Уайльд сказал, что «лучший способ сделать детей хорошими, сделать их счастливыми». Давайте об этом помнить…
Лучший способ сделать детей хорошими, сделать их счастливыми. Оскар Уайльд
Дети — это завтрашние судьи наши. Максим Горький
Из городского бюджета-2007 выделено:
— на содержание приютов для детей — 200 тыс. грн.
— на реализацию городской целевой программы предупреждения детской беспризорности на 2005-2007 гг. — 225,4 тыс. грн.