Загрузить еще

Как покататься на яхте и не разориться

Как покататься на яхте и не разориться
Фото: Фешенебельные «кораблики» нередко становятся «дорогими игрушками» для одесситов

Еще до революции яхтенный спорт был в почете. Даже члены императорской семьи с удовольствием соревновались на приз царского двора — и побеждали за отсутствием конкурентов. Сегодня народ хочет не просто выйти в море на почасовую экскурсию, но и вкусить сладкой жизни, почувствовав себя по меньшей мере магнатом. В Одессе такие услуги становятся все более популярными.

Как порулить мечтой олигарха

Классический вариант плавсостава моторной яхты — капитан и его помощник (он же матрос и моторист). Если это большая яхта, на ней появляются несколько матросов, а также стюарды.

Максимальное количество моторов — 3, но и одного вполне хватает. Они развивают скорость от 35 до 75 узлов (от 70 до 130 км/час). Но топливные аппетиты «красоток» просто поражают — от 55 до 300 литров в час! Топливо может быть как дизельным, так и легким, причем бензин должен быть не абы какой, а самого высокого качества, не ниже 98-й марки.

Однако мчаться в открытом море вам не суждено. Основное место обитания моторок — прибрежные воды. Если вы отважный капитан и хотите изведать много стран — покупайте парусно-моторную яхту. Такие лодки пересекут любой океан, поэтому их называют «круизерами» («путешественниками»).

Преимущества таких яхт:

  • Можно использовать и мотор, и парус (если закончилось топливо).
  • Благодаря килю выдерживает шторм до 6-7 баллов и выше (правда, при этом у яхт, бывает, отламывается парус, зато сам корабль остается на плаву).
  • Управлять может один человек (но яхта должна быть снабжена специальным оборудованием, а человек — обладать огромным капитанским опытом, например, чувствовать ветер).

Покупка или аренда — вот в чем вопрос

Стоимость яхты полностью зависит от качества ее исполнения и «начинки».
Лучшие производители яхт - Италия, Германия, Франция, Англия, т. е. страны, занимавшиеся яхтенным споротом со времен царя Гороха. В последнее время начала производить яхты и Украина.

— Например, заводы, которые раньше специализировались на производстве военной техники и морского вооружения, теперь стараются ставить на конвейер яхты, — говорит Сергей Лазарчук, продавец-консультант магазина яхтоборудования. — Расположены они в Одессе (а также в Херсоне, Мариуполе, Севастополе, Феодосии). И наши «кораблики» ничем не уступают зарубежным… в цене. Да и в качестве тоже, только имя себе они пока еще не сделали.

Мечтой можно попользоваться

Яхты покупают не только «бедные сироты», но и организации, например, туристические и просто компании. Для несостоятельного и даже человека среднего класса яхта пока остается мечтой. Впрочем, мечту вполне реально можно получить и во временное пользование.

На время яхту берут по-разному: есть почасовой прокат, можно снять и на сутки. Почасовая прогулка — от 35 до 550 долларов в час. Сутки на яхте обойдутся не менее тысячи долларов. При этом все за вас будет делать команда (капитан и матрос), а вас, возможно, и допустят к управлению, если вы будете настаивать, да и то не всегда.

Сколько стоит свой корабль построить

В Украине сначала яхту нужно зарегистрировать и пройти технический осмотр. Учреждение это называется «Инспекция безопасности судоходства». Чтобы пройти осмотр, яхту укомплектовывают буквально всем, начиная с аптечки и заканчивая якорем. Сумма выйдет немалая. Например, за один метр швартовых нужно выложить более семидесяти гривень, а метров потребуется эдак сто!

Теперь подумайте, кто будет управлять яхтой. Если вы лично — придется пройти курсы. А это порядка 5 тыс. грн. и плюс 1 тыс. — за экзамен. Если нанимаете — никаких проблем. Только на зарплату «чужого» капитана лучше не скупиться и сразу предложить ему нормальные деньги. Иначе доведет ваше сокровище до нежелательной кондиции.

Следующий пункт — куда яхту поставить. Лучший вариант — яхт-клуб, благо, что в Одессе это возможно. Средняя стоимость такая: вступительный взнос — по 100 долл. за каждый метр судна, ежемесячная плата (сюда входит охрана судна) — количество кв. метров судна умножить на 40 грн. (т. е. 300-1000 долл.). Плюс оплата света, воды, топлива, а также косметических процедур, как-то: чистка корпуса, покрытие его грунтом и специальной «необрастайкой», чтобы полипы и мидии не прилипали (тут одна только литровая баночка где-то на 100 долл. потянет). Все эти расходы придется потянуть!

Конкретно

У них есть квалификация

* Весельные
Условно названы яхтами потому, что могут иметь парус. Участники заплыва одновременно являются гребцами. Сколько у судна весел — столько пассажиров, плюс тот, кто ими управляет. Самые маленькие — 4-весельные (4 м длиной). Средние — вельботы. Что впереди, что сзади (на морском сленге «папа»-«мама») имеют одинаково заостренную форму, что позволяет им двигаться намного быстрее обычных весельных судов. Крупные — баркасы на 22 весла.
* Парусные
Имеют только парус, и парусно-моторные — снабжены и парусом, и мотором (мотор не рассчитан на длительные путешествия).
* Моторные
Имеют только мотор, зато выглядят очень современно и спортивно (плавают в 70% клипов звезд всего мира).

Из первых уст

Михаил Пастухов, командор Черноморского яхт-клуба:

— Конечно, яхта доступна далеко не каждому. И все-таки несмотря ни на что, одесский яхтинг возрождается. Возрождается и благотворительность — от организации детско-юношеских школ до постройки, покупки в общественную собственность швертботов, элитных европейских яхт. Традиции заложила в конце XIX-начале XX веков политическая, экономическая и культурная элита нашего города — Маразли, семья Фальц-Фейнов, композитор Аркас…

В последнее время на радость яхтсменам появились плавучие причалы, эллинг для ремонта и хранения парусников. А с появлением волнолома будет гарантирована безопасность стоянки яхт в любое время года. Словом, появятся все условия для подготовки сборной страны не только к престижным регатам, но и к Олимпийским играм.
— Одесса просто обречена стать столицей парусного спорта Украины, — считает командор.


Фото Татьяны Поддубной.