Житель городка Добромыль на Львовщине до сих пор буквально живет на кладбищенских плитах, которыми вымощен двор его дома. С каждым днем Виктор Захарчук все сильнее чувствует негативное влияние такой "плитки" на его здоровье. Да и жить в доме с таким подворьем нелегко.
Жилище с такой "брусчаткой" на подворье выделили его родственникам после войны. Почти год назад Виктор Захарчук обратился во Львовское общество еврейской культуры, где ему и пообещали вывезти надгробия, а вместо них замостить двор обычной плиткой. И вот, наконец, вопрос почти решен.
- Мы уже закупили плитку за свой счет, все работы по демонтажу могильных плит и закладке обычной плитки также профинансируем из своего бюджета, - рассказал "Комсомолке" глава Львовского общества еврейской культуры имени Шолома Алейхема Александр Назар. - Хозяин просто счастлив - он давно мечтал, чтобы надгробия вывезли с его двора. Работу начнем уже через неделю.
Как рассказал Александр Назар, эти надгробия - со старого еврейского кладбища в Добромыле, которые оказались во дворе тем самым путем, как и под львовскими дорогами, дворами и в фундаменте зданий - после войны их часто использовали в строительстве вместо камня. После демонтажа плиты отреставрируют и установят на том же кладбище, прикопав в землю.
А вот надгробия, которые когда-то под видом строительного камня купил другой житель Львова, Николай Брус, уже вывезли с его двора. Сейчас они лежат во дворе роддома на улице Раппопорта - раньше здесь и было старое еврейское городское кладбище. Сейчас надгробия охраняют, чтобы их не растащили и не разбили вандалы.
- Скорее всего, плиты там и останутся, - говорит Александр Назар. - Они на своем месте. Есть идея обустроить там небольшой мемориал или стену памяти. Заниматься этим будут городские власти, главное - чтобы деньги нашлись.
Это - не последние обнаруженные в самых необычных местах плиты с еврейских кладбищ. Чуть больше недели назад во дворе университета безопасности жизнедеятельности его курсанты в прямом смысле откопали во время ремонта асфальта еще один могильник (см. "КП" от 22 августа). По словам Александра Назара, эта плита - с нового еврейского кладбища, которое было на месте нынешнего Яновского погоста. Здесь умерших начали хоронить после закрытия старого "Краковского" примерно в середине XIXвека.