24 ноября
Загрузить еще

Такси – для пассажиров, а не наоборот.

Такси – для пассажиров, а не наоборот.
Фото: ФОТО ВЕСЕЛКОВ Павел

"КАЖДЫЙ ТАКСИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПСИХОЛОГОМ"


- Опасна ли сегодня профессия таксиста?
Сергей Смирнов:
- На протяжении многих лет она входит в группу риска первой категории и находится на третьем месте после пожарного и милиционера. Эта работа не из легких, но многие приходят в эту профессию от безвыходного финансового положения, чтобы прокормить семью и выплатить кредит за купленную машину.


Иван Шмыгля:
- Они часто являются участниками конфликтных ситуаций, особенно с выпившими клиентами – такова специфика работы. Одновременно со своей основной работой, каждый таксист должен быть психологом, чтобы выбрать манеру поведения и уметь корректно выйти из любой сложившейся ситуации, и избежать конфликта.
- Чтобы понять сможет ли тот или иной водитель уладить возникающие с клиентами конфликты, пользуетесь ли вы помощью профессиональных психологов во время принятия на работу?
Иван Шмыгля:
- Такой практики у нас еще не было, все решается во время личного общения, при приеме на работу и в дальнейшем, при возникновении каких-либо конфликтов. Вообще, история такси – это многолетний опыт трансформации и  автоэволюции.  И на сегодняшний день мы стараемся удивить скорее не классом машин, а качеством обслуживания, а это и есть определяющий фактор в работе нашей компании.
- Существует ли структура которая помогает мониторить работу сотрудников?
Сергей Смирнов:
- В основном в Запорожье работают одни и те же водители такси. Только они время от времени меняют оператора. Происходит это по понятным причинам - открываются новые таксомоторные службы, которые демпингуют цены, из-за чего меняются условия работы и оплата. Естественно, каждый человек выбирает для себя лучшее. Однако среди профессионалов, ищущих работу, часто встречаются и те, кто ведет себя неадекватно, оставляют за собой долги или не предупреждают о прекращении сотрудничества. И водителей, которые по каким-либо причинам нарушили правила работы, нужно вносить в "черный список". На сайте нашей компании, он уже существует. И мы будем продолжать его вести, подключая таксомоторные компаниями города. Таким образом, водителей, которые отрицательно проявили себя на предыдущем месте работы, мы не будем трудоустраивать в нашу компанию "Оптимальное такси", те же, кто негативно проявил себя у нас – не смогут устроиться на работу в другие службы.

"ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА КЛИЕНТА НЕСЕТ ВОДИТЕЛЬ" 


фото ВЕСЕЛКОВ Павел

- Правда ли, что принятие Закона Украины "О таксомоторных перевозках" лоббируют "старожилы" с целью оградить рынок от прихода новых операторов?
Сергей Смирнов:
- Этот законопроект написан достаточно сложно, в нем есть пункты, которые действительно необходимы для работы на этом рынке, но в тоже время, есть пункты указывающие, на то, что обычному человеку, пожелавшему открыть таксомоторную службу, будет очень сложно вклиниться в эту сферу. До сих пор не понятна схема, по которой планируют выдавать карточки на работу. Предварительно, каждый таксист, работающий на компанию или самостоятельно, будет территориально привязан к своему городу. При этом, не имея возможности работать за пределами указанной территории, то есть не сможет, как это традиционно происходит, отвезти клиентов в Днепропетровск или Крым. Это будет не только не удобно, но и малореально, люди часто на такси переезжают из города в город, особенно с учетом того, что в нашей области расположено несколько курортов. В этом случае таксисты просто будут снимать все опознавательные знаки и продолжать работать, что опять же приведет к нелегальной работе.
Иван Шмыгля: 
- Я считаю, что конкуренция это определенный толчок, который всегда работает на пользу. А монополия не приведет ни к чему хорошему. Новые лица на рынке заставляют нас самих быть лучше, качественнее предоставлять услуги, продумывать маркетинговые ходы.
- Мешает ли "бордюрный" бизнес работе легального такси и можно его искоренить?
Иван Шмыгля:
- Да, это действительно мешает нашей работе. А начать нужно с малого… Все знают главные точки работы "бордюрщиков", одна из них – вокзал "Запорожье-1". Например, сделать там специальные площадки для такси, но чтобы останавливаться на них могли только легальные машины.
Сергей Смирнов:
- Сейчас же нашим машинам даже негде высадить пассажира перед поездом. Вдоль вокзала обычно все места заняты и клиентам приходится садиться в машину или выходить из нее посреди дороги. Думаю, в решение этого вопроса, в первую очередь должна быть заинтересована администрация, ведь вокзал это первое впечатление о городе.
- Сегодня из-за дороговизны, люди не имеют медицинских страховок, но дорога есть дорога. Застрахованы ли ваши пассажиры во время поездки?
Сергей Смирнов:
- До недавнего времени у нас работала такая практика, но из-за ненадежности компании-страховщика временно мы приостановили этот проект. Но уже в ближайшее время планируем вернуться к этому вопросу. Конечно, в идеале, хотелось бы исключить происшествия на дорогах, но это не возможно. Поэтому для нас важно, чтобы клиент, садясь в машину знал, что в случае ДТП, он застрахован. Кстати, в законопроекте "О таксомоторных перевозках" прописано обязательное страхование пассажиров.
Иван Шмыгля:
- На данный момент мы также разрабатываем схему страхования пассажиров. Но даже без этого наши водители несут полную ответственность за пострадавших клиентов, как третьих лиц. А при гражданском страховании компания-страховщик полностью оплачивает лечение потерпевших.

"ВСЕГДА ЕСТЬ ОБРАТНЯА СВЯЗЬ"


- Какие правила должен соблюдать водитель такси при заказчике?
Иван Шмыгля:
- Во-первых, должен опрятно выглядеть, быть чистым и побритым, машина также должна соответствовать нормам – быть в хорошем техническом состоянии и чистой. Ни в коем случае не допускается хамство со стороны таксиста.
Сейчас мы со всей страной готовимся к Евро-2012. И хотя туристов у нас будет меньше, нежели в принимающих городах, мы обучаем операторов английскому языку, чтобы они могли принять заказ.
- Какие еще нововведения планируются в связи с этим событием?
Иван Шмыгля:

фото ВЕСЕЛКОВ Павел

- Очень хотелось бы ввести для водителей фирменную форму "Иван-такси". Пока не уверен, но может быть получится осуществить и это.
- Кто контролирует техническое состояние автомобилей такси, выходящих на рейс?
Сергей Смирнов:
- Машины проходят государственный техосмотр, для машин такси его не отменяли. Далее за их состоянием следят водители. А вот готовность к работе, порядок и чистоту в салоне несколько раз в неделю проверяют сотрудники нашей компании.
Иван Шмыгля:
- У нас действует такая же система.
- Тем не менее, не редко случается так, что салон авто прокуренный. Возможно, ли просить машину для некурящих пассажиров?
Иван Шмыгля:
- Это практикуется и сегодня, пассажиры с детьми или некурящие уточняют такие моменты. Но даже если клиенты не просили машину "для некурящих", водитель не имеет права курить в салоне в их присутствии. Это четко прописано в договоре трудоустройства, который заполняет каждый таксист. Если же он не может ждать до конца поездки, то с разрешения пассажиров может остановиться и выйти покурить. Нельзя насильно заставлять людей дышать дымом.
- Если же водитель не соблюдает вышеуказанных правил, куда обращаться в случае конфликтной ситуации?
Сергей Смирнов:
- Когда присутствуют явные нарушения - прокуренный салон, неисправное авто, громко играющая музыка - вы можете смело звонить диспетчеру, и говорить по какой причине не хотите ехать в этой машине или с этим водителем. Вам обязаны сразу предоставить замену.
Иван Шмыгля:
- У нас всегда есть обратная связь и свою жалобу вы всегда можете высказать в присутствии водителя. Кстати, большинство проблем решаются очень быстро, как только достается телефон. Если же этого не произошло, диспетчер обязан предоставить вам другую машину, с водителем, который уладит сложившуюся ситуацию. А в ближайшее время делать это будет еще проще, мы планируем прописать на торпеде каждого авто номер горячей линии и имя водителя.
- Не может ли быть корпоративного сговора между водителем и диспетчером?
Сергей Смирнов:
- Все звонки, которые к нам поступают, обязательно фиксируются. Поэтому подобные вещи легко отследить путем прослушивания аудиозаписи. Эти разговоры я проверяю очень часто. Особенно, если поступает жалоба от клиента.
Иван Шмыгля:
- При этом диспетчера обязаны передавать даже те жалобы, которые касаются их лично.

"ТАРИФ ОПУСТИТСЯ, ЕСЛИ УПАДЕТ ЦЕНА НА БЕНЗИН"


- Кем утверждаются тарифы на проезд в такси и существуют ли методы общественного контроля над ценообразованием на этом рынке?
Иван Шмыгля:
- Этого никто не может регулировать. К тому же нынешние цены сведены до такого минимума, что даже регулярные поездки на такси обойдутся дешевле, нежели содержание личного автомобиля.


Сергей Смирнов:
- Основные составляющие тарифа, это расходы на топливо, они занимают 50% тарифа, амортизация автомобиля, расходы на зарплату и рекламу. Но если вы говорите об удешевлении тарифа, то это возможно в случае, если упадет цена на бензин. Для примера,
стоимость проезда  1-ого километра на такси в Европе приравнивается к цене одного литра бензина, у нас же она меньше в 6 раз. При этом большинство наших водителей за свои авто еще выплачивают кредиты.
- Удобно ли работать по новой технологии, когда тариф называет оператор еще до поездки?
Иван Шмыгля:
- Это удобно для клиента, который вызывая машину знает, сколько и за что должен заплатить. Ему заранее приходит сообщение с указанной суммой.
Сергей Смирнов:
- Изучив рынок такси, когда я ежедневно проезжал по одному и тому же пути, с одним и тем же тарифом, при этом, у каждого водителя таксометр показывал разную стоимость, и доходило, скажу, до колоссальной разницы, мы решили контролировать водителей, которые любят пользоваться ухищрениями. Поэтому в нашей службе такси мы выбрали такую политику.

Сергей Смирнов, директор Запорожского филиала "Оптимальное такси".
Иван Шмыгля, генеральный директор фирмы "Иван такси".