Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как избавляться от хейтеров и зарабатывать, не нарушая закона: 6 советов блогерам

Как избавляться от хейтеров и зарабатывать, не нарушая закона: 6 советов блогерам
Фото: ru.depositphotos.com

Сегодня, 14 июня, в мире отмечают День блогера. И все чаще мы слышим, что блогер – это полноценная профессия. Но вот защищена ли блогерская деятельность законодательством Украины? В этом "КП в Украине" помог разобраться Владислав Белоцкий, адвокат звезд и блогеров, партнер практики IP&Data Protection Juscutum.

Блогер – это официальная профессия? 

На данный момент блогерство не классифицируется как профессия официально. Но блогинг - фактически такой же вид деятельности, как и большинство других профессий, возникших в современном мире в последнее время. Тем не менее у каждого блогера может быть профессия, приближенная к основной тематике его контента. Например, спортсмен-блогер, кулинар-блогер, медик-блогер или адвокат-блогер. То есть, если говорить про адвоката-блогера, то соблюдение правил адвокатской этики распространяются на него даже в соцсетях. К слову, в правилах адвокатской этики уже прописаны нормы поведения эксперта в соцсетях. Поэтому приходится ходить по тонкому льду, публикуя очередной пост со своими непрошенными адвокатскими советами. 

Блогерство и хейт

На сегодняшний день, к сожалению, в Украине нет специальных законов, которые запрещали бы выражать свое нелицеприятное мнение о других людях. Хорошо еще, что  оскорбительные комментарии в соцсетях можно удалять, а хейтеров безбожно банить. А вот если в комментариях речь заходит об угрозах физического насилия или смерти, то за это может наступать уголовная ответственность. И при сопровождении грамотного адвоката такой хейтер может получить реальный срок. 

Еще один любопытный момент. Если вы не просто хейтите блогера, а приходите к нему в комментарии и пишете недостоверную информацию о человеке, то в ответ на это рискуете получить иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. 

"Гивные" правила для блогера

Адвокат Владислав Белоцкий. 

Giveaway ("гив") - конкурс, в котором блогер разыгрывает в Инстаграм призы среди своих подписчиков. Призы могут быть самые разные – от каких-то мелочей до весьма дорогих, например, автомобиля. При этом спонсором организатора – "гива" - может стать абсолютно любой человек или компания. Условие только одно: заплатить за участие.

Как правило, подобные розыгрыши в соцсетях регламентируются договором публичной оферты (ст. 641 ГКУ). Проще говоря, "гива" предлагает любому желающему заключить сделку на условиях, которые заранее известны и детально оглашены. И инфлюенсеру, который дорожит своей репутацией, лучше не пренебрегать этими нюансами. 

Если вы решили принять участие в giveaway в качестве спонсора, то стоит обращать внимание не только на статистику, но и на "изнаночные" организационные детали. Хейт аудитории – страшный сон любого инфлюенсера. Поэтому:

  • Ознакомьтесь с документами на автомобиль или недвижимость.
  • Узнайте, в чьей собственности они находятся.
  • Уточните, на основании какого договора авто/недвижимость будет передано победителю. Это будет договор дарения, купля-продажа или же простая доверенность?

Если же вы - тот самый счастливчик, который выиграл авто в giveaway, то тут советую проверить свой приз по двум государственным реестрам: реестр обременений движимого имущества и реестр транспортных средств, которые находятся в угоне. Проверили? Не нашли? Тогда можно продолжать радоваться! 

"Блогерские" налоги 

Обязательно ли блогеру регистрировать свою деятельность и как правильно это сделать? 

Блогеру, деятельность которого только-только начинает монетизироваться, однозначно стоит регистрировать свою деятельность. В конце концов, законная предпринимательская деятельность - это не только правильно, но дает огромные плюсы. Один из них - возможность получать законный доход. Некоторые страны (например, те же США) требуют подтверждения официального дохода перед тем, как делать визу. 

И в таких случаях поддельными справками не отделаешься. За мою практику было порядка 5 клиентов, липовые справки которых тщательно проверяли в посольстве, делали запросы в налоговую и вычисляли, что налоги никто не оплачивал. В некоторых случаях даже возбуждались уголовные дела. Понятное дело, визы тоже банили и вносили в черный список. США оставались закрытыми для таких горе-блогеров.

Поэтому оформление деятельности и получение официального дохода помогает блогерам избежать подобных рисков и позволяет официально показывать доход, который в дальнейшем может позволить вам купить квартиру или авто в кредит.

Второй момент в том, что сейчас вся финансовая отчетность украинцев под пристальным контролем налоговой. А теперь представим ситуацию: кто-то, кому вы не очень импонируете, обратит внимание налоговой на все ваши крупные покупки, которыми вы, как настоящий блогер, не могли не похвастаться перед своей аудиторией. Грубо говоря, если вы покупаете машину, то налоговая обязательно к вам постучится и спросит, откуда у вас деньги на эту машину. Если вы не сможете доказать источник дохода, то налоговая насчитает вам налог самостоятельно, а дополнительно выпишет штраф.

Всем блогерам, которые уже начали монетизировать свой контент, я рекомендую регистрировать ФОП либо ТОВ. На сегодняшний день сделать это очень просто. 

Более того, если вы работаете с такими крупными брендами (например, Сoca-Cola и Audi), то их основное требование - наличие у инфлюенсера ТОВ или ФОП, куда и будут поступать гонорары за рекламные интеграции. 

Могут ли блогера наказать по закону за неуплату налогов? Однозначно да. Есть много рисков. И чем популярнее вы становитесь, тем выше риск.

Инфлюенсеры и оскорбления: как делать это правильно?

Оскорблять в соцсетях - это искусство, которое должен в полной мере постичь каждый блогер. Разберем банальный пример: 

"Муж Наташи бил ее каждый вторник, когда возвращался домой от своих проституток" - это фактическое утверждение, за которое вам может грозить ответственность. Даже если муж действительно бил, то отвечать за это вам.

А вот пример оценочного суждения, за которое никто не может быть привлечен к ответственности: "Нам кажется, что Миша бил Наташу, возвращаясь домой от своих проституток" - за такое притянуть к ответственности крайне сложно, но Мише-то все равно обидно, и он хочет, чтобы тот, кто опубликовал порочащие его сведения, за это ответил.

Что же делать, если вас оскорбили в соцсетях? 

  • Зафиксируйте статью или видеоролик (тут поможет, например, сервис web-fix). Это облегчит судебный процесс, если материал будет удален.
  • Если вас оскорбили в печатной прессе – купите несколько экземпляров номера.
  • Желательно провести экспертизу высказывания: оценочные это суждения или фактические утверждения, которые порочат вашу честь, достоинство и деловую репутацию. И если порочащие - готовим и подаем иск.

"Инстамамы" в законе 

Одна из самых распространенных классификаций в блогинге, вызывающая множество любопытных нюансов.

Ситуация 1: Мама-блогер снимала своего ребенка в сторис, например, на утреннике, а в кадр случайно попал другой ребенок, чьи родители совершенно не хотят видеть свое чадо в чужом блоге. Если ли закон, который наказывал бы за публикацию такого фото или видео?

Отдельного закона, который предусматривал бы разрешение на съемку и публикацию фото или видео детей, нет. Но есть общее правило, которое предусматривает, что любой человек может быть сфотографирован либо снят на видео только с его согласия. Исключение – тогда, когда модель позирует за оплату. Тогда не нужно отдельного разрешения, но тут нам нужен обязательно письменный договор.

Ситуация 2: Мама-инстаблогер выкладывает в соцсети фото ребенка, а муж против. Что говорит закон?

Законными опекунами детей до 18 лет являются их родители. И, по закону, один родитель не может запретить другому публиковать фото или видео общего ребенка. Поэтому мама имеет полное право на постинг такого контента. Здесь вступает в силу не закон, а умение договариваться внутри семьи - что есть контент, а что не должно попадать в объектив блогера. 

Блогеры и приватность

Ситуация: Вы случайно попали в сторис блогера, сидевшего в заведении за соседним столиком. Можно ли попросить удалить такой контент? 

Если подобная "минутка славы" вам не по душе, то вы имеете полное право попросить блогера удалить изображение или видео. Либо же попросить, чтобы ваше лицо прикрыли, например, котиком. Блогер не может вам отказать, поскольку статья Гражданского кодекса Украины здесь работает в вашу пользу. 

Кстати, есть еще отдельная статья Гражданского кодекса Украины, которая предусматривает разрешение на публикацию. Она говорит о том, что даже если разрешение на съемку было получено, то человек может запретить публиковать. Если изначально человек дал согласие, а потом сказал, что против публикации, то фото/видео должно быть удалено. Но при этом человек, который попросил удалить публикацию, должен компенсировать все затраты, связанные с такой публикацией, если таковые были.

ИЗ ДОСЬЕ

Владислав Белоцкий – адвокат в сфере защиты интеллектуальной собственности.  Защищает права знаменитостей и блогеров. Адвокат ведущего и YouTube-блогера Алексея Дурнева, ведущего и журналиста Антона Птушкина, издания Playboy Ukraine, автора популярных песен "Плакала", "Свята" Сергея Седрика Локшина, ресторатора Михаила Кацурина. Также защищает крупные международные бренды в Украине. Бизнес-партнер юридической компании Juscutum, где возглавляет практику IP&Data Protect. Автор первого в Украине "звездного контракта", нацеленного на защиту публичных людей. Основатель встреч с диджитал-инфлюенсерами и звездами шоу-бизнеса  #BLOGGERSTALKS, где обсуждаются самые животрепещущие моменты, связанные с публичностью и законом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Автор видео Киркорова в посте Крапивиной: Вчера мне даже предложили выкупить мой Youtube-канал

Новости по теме: Блогеры Адвокаты