Обычно справку мы выносим в конец статьи. Но для лучшего понимания на этот раз решили начать статью именно с нее. Итак, принятые в психологии разделения на поколения:
Кстати, обратите внимание, что из-за экономических и политических событий в разных странах могут быть особенности у каждого поколения, но в основных чертах они совпадают.
Джин М. Твендж
Эксмо, 2018
Миллениалы - это те люди, которые именно сейчас играют основную и активную роль на рынке труда, да и в политике (в украинской с 2019-го так точно): 25-40 лет – самые продуктивные для работы годы. Их особенность – независимость, самоуверенность, эгоизм и своенравие. Ну, во всяким случае, они так выглядят в глазах более старших коллег.
Много лет психолог Джин М. Твендж изучала это поколение, в итоге ее книга вошла в топ-20 на Amazon, так как помогает понять взгляды и ценности миллениалов – на семью, общество, отношения, их слабые и сильные стороны, а также дает советы, как понять это поколение и замотивировать. Шутка ли, в книгу вошли данные 11 миллионов (!) респондентов – из их ответов мы узнаем, насколько сильно отличаются нынешние люди молодого и среднего возраста от более старших, в том числе и в отношении к работе.
Кстати, то, что книга издана в России, имеет свой недостаток. По сравнению с оригиналом ее хорошо почистили: убрали о легализации однополых браков, о первом черном президенте США и многое другое. Поэтому, если вы читаете на английском, то лучше поищите в оригинале - Generation me (типа "Поколение Мне!) – там точно будет больше информации о различиях в сексуальном поведении, отношении к религии.
Джин М. Твенге
Рипол Классик, 2019
На самом деле эта книга того же автора, что и "Поколение селфи", просто в другом переводе ее имя звучит по-другому. Не удивляйтесь. Изучив досконально тему миллениалов, профессор психологии университета Сан-Диего решила изучать новое поколение.
Подзаголовок книги звучит так: "Почему поколение интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни" - и это о тех, кто родился четверть века назад. О тех, кто научился открывать приложения на телефонах раньше, чем говорить, а профили в соцсетях появились еще в младшей школе. Те, кто родился после 1995 года, действительно не помнят жизни до интернета, и таких, как они, на Земле – каждый пятый.
А еще большинству представителей этого нового поколения совершенно не хочется взрослеть: им нормально жить вместе с родителями, не обеспечивать себя финансово. Строить стабильное обеспеченное будущее – не про них. Казалось бы, они сыты, обуты, образованны, избалованы родителями больше, чем предыдущие поколения, – и все же они чувствуют себя менее счастливыми, чем те, кому пришлось бороться за выживание.
Но нам придется разобраться в феномене этого поколения – как более взрослым, так и его представителям – ведь, по мнению автора книги, тот путь, который изберут для себя рожденные в 1995-2012 годах, определит будущее для всего человечества.
Ольга Кари
Комора, 2020
А вот немного о тех, кто взрослел в так называемые "лихие 90-е". Это сборник воспоминаний и репортажных зарисовок о том, как жили или выживали в эпоху тотального дефицита, на переломе политических систем – и это хочешь не хочешь осталось с нынешними плюс-минус сорокалетними навсегда и определило их образ мышления. Например, откуда такая тяга делать запасы – господи, да эта гречка в магазинах будет всегда (ну да, ну да. Вспомните, что творилось в начале пандемии с туалетной бумагой на благополучном Западе). Те, кто пережил тотальный дефицит, всегда будут дуть на воду. А еще уметь выкручиваться. Нет одежды в магазинах? Все научимся вязать. Ананасов нет? Сделаем ананасовый компот из патиссонов. И психология потребительства тоже родом оттуда: когда у тебя какие-то страшные советские игрушки, обычная шоколадка стоит ползарплаты, а в новых коммерческих ларьках уже продают роскошную Барби, батончики и жвачки в пестрых упаковках, польскую блестящую косметику – да обычный пластиковый пакет использовали как модную сумку из-за его невероятных расцветок.
И здесь тоже столкнулись два поколения: бабушки-дедушки, родители (главное - "колбаса по 2,20" и "самый вкусный советский пломбир") - и их дети, которых уже манил мир разнообразия.
Возможно, неплохо было бы подсунуть эту книгу кому-то из современной молодежи, возможно, им тогда легче будет понимать своих родителей – из поколения Yи поколения Х.
Дэвид Стиллман, Иона Стиллман
Фабула, 2019
Тех, кого в вышеупомянутой книге называли "поколением I", чаще всего знают по другой букве – Z, это те же, родившиеся в 1995-2012 годах. В этой книге о том, как новое поколение ведет себя на работе, чем чревато их столкновение с более старшими людьми.
Один из авторов книги – Дэвид Стиллман – посвятил изучению темы поколений более 20 лет, основал собственную компанию, которая бы помогала представителям разных поколений (традиционалистам, беби-бумерам, миллениалам, поколению Х) найти общий язык и преодолеть разногласия на работе. А потом ему довелось поработать с поколением Z, представители которого оказались ну совершенно другими.
В книге конкретно выделены их семь характерных признаков:
Но самое главное – автор писал книгу в соавторстве со своим 17-летним сыном Ионой, представителем именно этого поколения. И его рассказ о том, какой он, о его поступках и мотивациях дает нам даже больше понимания родившихся в 1995-2012 гг., чем аналитический подход Дэвида Стиллмана.
Дуглас Коупленд
Komubook, 2019
Год первого издания 1991
Несмотря на то, что в этом году книге Generation X: Tales for an Accelerated Culture исполняется уже 20 лет, она до сих пор остается бестселлером.
А еще ее называют библией дауншифтеров – она о так называемом "офисном планктоне", который разочаровался в навязываемой корпоративной культурой идеологии успеха. Ну а так как у нас все эти процессы начались на лет 10 позже, чем в США, то тема дауншифтинга начала завоевывать популярность где-то в 2005-2008 годах, то есть не так и давно. И нынешние 45-55-летние (которым опять не светит скорый выход на пенсию) прекрасно поймут затронутые в книге вопросы. Хотя и будет недоставать привычных для современного человека соцсетей, виртуальной реальности, мобильных телефонов и прочих гаджетов – да что там, жизнь была втрое, если не больше, медленнее.
Получив заказ на книгу о своем поколении, Дуглас Коупленд мог написать документальное исследование, но вместо этого получилось художественное описание эскапизма 30-летних. Энди, Клэр и Дег уже успели разочароваться в жизни, устать от общества потребления и совершенно не хотят действовать, чтобы достичь успеха. В итоге, они решают бросить все, уехать в глубинку и жить там в свое удовольствие, работая за какие-то копейки, лишь бы на еду хватало. Время они проводят, рассказывая друг другу истории, создавая параллельную реальность и размышляя о том, что надо бороться с системой (эдакий "диванный бунт"). Неспешная книга о неспешном образе жизни – как противопоставление обязательной до недавних пор бесконечной и изматывающей гонке за успехом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ