Украинцы помнят Александра Дегтярева как легендарного ракетчика - умного, сильного, инициативного и решительного. Человека с твердой волей и неравнодушным сердцем.
Ну а для близких он не только "Самый лучший ракетчик", а просто "Самый лучший".
Даже сегодня в Яранске - провинциальном российском городке на юге Кировской области - проживают около 15 тысяч человек. Ну а несколько десятилетий назад это была не просто глухомань, а "образцовая" глухомань, где природа равна самой себе. Здесь можно запросто зачерпнуть консервной банкой воду из местной реки и напиться без опасений подхватить инфекцию, ну а местным воздухом невозможно надышаться. Должно быть, в таких местах души дольше остаются юными, а помыслы - светлыми и чистыми.
Именно в Яранск после завершения Второй мировой приехали родители Александра Дегтярева - Виктор Александрович и Зинаида Мануиловна. Они встретились и познакомились в Германии, в которой на всю жизнь пропитались немецким педантизмом.
- Бабушка и дедушка были строгими и педантичными. Любили дисциплину во всем. Особенно бабушка, - вспоминает внук Максим Дегтярев. -У бабушки вообще был идеальный порядок - в доме, на огороде. Везде! Такая правильная геометрия грядок. И ни одного сорняка. Ни единого!
Виктор и Зинаида работали учителями, а Виктор был и директором школы. Конечно же, их неиссякаемую жажду знаний унаследовали сыновья - Виктор и Александр.
- Хотя Яранск и считался провинцией, но жили там амбициозные люди, - констатирует Максим, - После школы многие предпочитали поступать в самые престижные вузы - в Москве, Ленинграде, Казани. Мой дядя поступил в казанский институт, а отец - в ленинградский.
Будущий генеральный директор КБЮ выбрал Ленинградский механический институт. Знаменитый вуз! В нем учились космонавты Георгий Гречко и Сергей Крикалев, знаменитые конструкторы Владимир Уткин, Михаил Галась, Михаил Бондарь. Так что у талантливого провинциала были отличные возможности реализовать свои неземные планы. Кстати, в молодости он и сам не возражал слетать в космос.
Для любого таланта любовь - большое испытание. Она способна "заземлить" все, опрокинув самые возвышенные мечты в земной быт. Тут главное, чтобы чувство окрыляло и мотивировало. К счастью, в жизни Александра Дегтярева как раз и случилась такая "правильная" любовь.
- С Сашей мы учились в одном институте, но знакомы не были, - рассказывает супруга Елена Юрьевна. - В 1974-м с подругой пошли в театр, там и познакомились, но потом два года не виделись, даже не вспоминала его. А в сентябре 1976-го на дипломировании снова увиделись. Поболтали и решили встречаться. Я сразу отличилась! На первое свидание на Васильевском острове опоздала почти на два часа. Но Саша дождался. А в марте 1977 года мы расписались. Мне непременно хотелось, чтоб на нашей свадьбе "Чайка" была. А во Дворце бракосочетаний на элитный автомобиль очередь. Пришлось два часа ждать. Но ожидание счастья тоже ведь счастье!
И это была действительно счастливая семья. Александр получил назначение в Днепропетровск в КБ "Южное". В секретное КБ после окончания института была распределена и Елена. Спустя годы у Дегтяревых родились дети - Максим и Катя. Потом появились внуки.
- Жить с мужем было прочно и надежно, - продолжает рассказ Елена Дегтярева. - Он всегда не отговаривался, а делал. Ездил в строй-
отряды, строил дома. Зарабатывал. Даже на наш медовый месяц Саша уехал в Кринички строить магазин. Всегда был в процессе. Работал на результат. И при этом был чужд сибаритства. К примеру, любил самую простую еду. Говорил: "что может быть вкуснее картошки в мундире с селедкой!". Ну а я чем могла поддерживала его в работе.
Вероятно, такую жизнь можно назвать сказкой. Не зря же в мобильном телефоне супруга Елена была подписана точно сказочная героиня: Аленушка, а он у нее - "Самый лучший".
|
Конечно, Александр Викторович, как и всякий любящий отец, стремился жить интересами детей и выполнять их просьбы. Иногда и самые необычные.
- Всегда чувствовала себя любимой и важной, - вспоминает Катя Дегтярева. - Когда была маленькой, писала папе заказы: что мне привезти. Однажды он уезжал в длительную командировку, и мы с братом Максимом писали отцу записки-поручения. Помню, в моем послании было много пунктов: карандаши, красивый блокнот, шоколадка… А в конце написала так: "что угодно, но больше, чем Максиму!"
Но самое удивительное, что таким же чутким и предупредительным Александр Викторович оставался и по отношению к другим людям. Порой совершенно посторонним.
- Как-то ограбили папиного соседа по гаражу, и он позвонил отцу. Так отец все компенсировал. Сказал: "Сейчас ему это важнее!", - отмечает дочь.
Ну а что делать, когда в беде оказывается не один и не два, а сотни, тысячи людей? Да что там тысячи - миллионы! Такая беда-кризис накрыла Украину в 1991-м, когда, казалось бы, нерушимый Советский Союз вдруг взял и разрушился. Встроенное в военно-промышленную сферу СССР знаменитое КБ оказалось невостребованным.
- Скажу честно, что вообще жить с мужчиной-руководителем непросто, - рассказывает Елена Юрьевна. - Александр Викторович остро переживал кризисную ситуацию. Был погружен в нее с головой. Мой муж был человеком исключительной ответственности. Он мог на второй день после операции, со свежими швами взять чемодан и уехать в командировку. А тут такое! Я видела, как Саша мучительно переживает создавшееся положение. Ведь он в ответе за 5-тысячный коллектив!
И Александр Дегтярев сделал все возможное, чтобы возглавляемое им КБ "Южное" стало успешным уже в новейшей истории Украины.
Александру Викторовичу удалось почти невозможное - превратить "закрытое" предприятие, работавшее исключительно на советский ВПК, в преуспевающую структуру, сотрудничающую со всем миром.
- При СССР КБ "Южное" выполняло только внутренние государственные заказы. Потом все рухнуло, - рассказывает "КП" в Украине" главный конструктор, начальник конструкторского бюро по системному проектированию ракет и ракетных комплексов Максим Дегтярев. - Пришлось искать пути выживания. Отец предложил на тот момент генеральному директору КБЮ Станиславу Конюхову создать службу внешнеэкономической деятельности. Станислав Николаевич согласился, и Александр Дегтярев возглавил эту службу, которая стала искать заказы по всему миру. Сегодня 95-97% загрузки КБ "Южное" - иностранные коммерческие заказы. Это тенденция последних 20 лет. При этом КБ - прибыльная организация. Мы работаем по всему миру: США, Европа, Азия, Бразилия. Это не только масштабные проекты, такие как "Морской старт" и "Антарес", но и локальные технические заказы, о которых знают только специалисты. Считаю, что благодаря отцу и всему коллективу КБЮ удалось не только сохранить, но и развить ракетно-космическую отрасль Украины. А это более 120 предприятий по всей стране!
Но тут пришла пандемия, и международная деятельность по объективным причинам сократилась до минимума. Мы вынуждены были перейти на 3-дневку и на дистанционный режим работы. Но 2/3 зарплаты нашим сотрудникам платим. Для Александра Викторовича это стало тяжелым испытанием.
По мнению родных, эти испытания приблизили трагедию.
- Он умер от сердечной недостаточности. Так написано в медицинских документах, - констатирует жена генерального директора КБЮ Елена Юрьевна. - В последнее время Саша много болел. У него был тяжелый диабет. Коронавирус не подтвердился. Только за этот год у мужа были три пневмонии. На фоне последней возникли осложнения с сердцем. Но худшего ничего не предвещало. Врачи говорили о переводе в терапию.
Сердце легендарного ракетчика остановилось 24 ноября между часом и двумя ночи.
- В ночь с понедельника на вторник мы все вдруг проснулись в три часа, - вспоминает дочь. - Я, мама, жена дяди Вити (брата Александра Дегтярева. - Авт.). Сам Виктор Викторович умер в августе также от осложнений на сердце. И вот теперь отец.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ