В Украине три беды: дураки, дороги и вирус

В Украине три беды: дураки, дороги и вирус

Комментарии: 5
Фото: avtonews.ua

Реальный разговор в детской песочнице между малышами лет четырех:

- А что вы тут делаете?

- Клад закапываем.

- Закапываете деньги, которые украли на ремонте дорог?

"КП" в Украине" вместе с экспертами выясняла, почему украинские власти настолько озабочены ремонтом дорог, что готовы на них направить даже "ковидные" деньги.

Странные цели

На днях в "Слуге народа" объяснили, почему за деньги из "коронавирусного" фонда строят дороги. В частности, глава парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия отметил, что это - "инвестиции в самих себя".

По его словам, если сейчас эти деньги не потратить на дороги, то позже придется брать в долг на эти же цели. И глубокомысленно добавил, что "деньги должны работать".

Между тем у экспертов распределение денег их "ковидного" фонда вызвало большие вопросы.

- Возможно, для многих это станет сюрпризом, но, согласно нормативной базе, деньги из "коронавирусного" фонда можно тратить практически на все, - отметила вице-президент Ассоциации украинских банков Галина Хейло. - Помимо расходов на медицину, предусмотрена возможность расходов на улучшение транспортного сообщения, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, доплаты военнослужащим, полицейским и прочее.

Трудно сказать, каким образом можно прицепить коронавирус к дорогам и зарплатам полицейских, но они это сделали.

Эксперт проанализировала планируемое распределение средств "коронавирусного" фонда и выяснила, что их большая часть уходит совсем не на медицину. 35 млрд грн запланировано потратить на ремонт и строительство дорог, около 7 млрд - на финансовую помощь Фонду страхования на случай безработицы, почти 6 млрд грн - на доплаты медработникам, 5,3 миллиарда – на оборудование опорных больниц, почти 3 миллиарда - на обеспечение лабораторий Минздрава и закупку средств индивидуальной защиты, по 2,5 млрд - на доплаты военнослужащим и полицейским и финансовую помощь Фонду социального страхования (в т.ч. больничные) и т.д.

Далее эксперт рассмотрела фактическое расходование средств по состоянию на 1 августа, и здесь ожидал еще больший сюрприз. В то время как на ремонт и строительство дорог потратили 3,5 млрд грн, на обеспечение лабораторий Минздрава и на закупку средств индивидуальной защиты - 0,3 млрд грн, а на доплаты медикам не пошло ни копейки.

- Эта ситуация просто не укладывается в голове: медикам из запланированных 6 млрд не выделили ничего, но при этом заплатили военным и полицейским, - резюмировала Галина Хейло. - И совершенно непонятно, как можно было ремонтировать дороги, привязывая это к борьбе с коронавирусом, и при этом не дать нормального обеспечения лабораториям Минздрава, не закупить достаточного количества средств защиты.

Алексей Кущ. Фото: ФБ

Транспортники тоже не в восторге

Возможно, плюсы в таком интересном распределении средств видят транспортные эксперты? Все же дороги - это вечная боль украинских автомобилистов, так пусть уже их отремонтируют хоть так? Но транспортные эксперты говорят, что все это - пустые ожидания.

- Все действия властей, связанные с коронавирусом и транспортом, у меня вызывают большие вопросы, и деньги на дороги из "коронавирусного" фонда исключением не стали, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. - Начнем с закрытия метро. Если в Китае из полсотни метрополитенов закрыли один - в Ухане, то мы додумались закрыть метро везде, включая столицу, и пересадить всех на маршрутки. А потом закрыли вообще весь транспорт! Из различных способов реагирования на ситуацию Украина выбрала наихудший: предприняла максимальные карантинные меры в убыток стране. Тогда как эксперты с самого начала предупреждали, что это не убережет нас от пандемии, а лишь отдалит вспышку, что мы сегодня и наблюдаем.

По словам Шевченко, Украине нужно было поднимать потребление, то есть прописать жесткие карантинные условия, но ничего не останавливать и не закрывать. Те же рестораны и магазины должны были продолжать работать с жесткими санитарными мерами, нельзя было останавливать общественный транспорт и поезда.

- Пусть бы люди хоть в скафандрах ездили в этих поездах, но нужно было дать им хотя бы теоретическую возможность, - продолжает эксперт. - Потребление могло бы спасти нашу экономику. И это я не говорю об упущенных возможностях: даже в Индонезии и Юго-Восточной Азии догадались увеличить производство перчаток в сотни раз. Плюс мы совершенно проигнорировали западные исследования, показавшие, что бессимптомные заболевшие не опасны для окружающих. В итоге украинская экономика получила колоссальный ущерб, но все эти меры никак не отразились на масштабах заболевания.

Что касается дорог, то, говорит Шевченко, в их ремонте ничего плохого нет. Но, во-первых, к "ковиду" это действительно имеет очень далекое отношение. А во-вторых, количество отремонтированных за эти деньги дорог мизерное - менее 4%.

Галина Хейло. Фото: ФБ

Три причины "любви" к ремонтам

С тем. что деньги должны работать, не поспоришь, и на первый взгляд, строительство дорог и является той самой работой. Но как это часто бывает в Украине, "все так, тількитрішечки не так". Экономист Алексей Кущ по этому поводу вспомнил анекдот: "Президент издал указ, что граждане страны теперь будут жить очень хорошо, поименный список этих граждан прилагается". Так и здесь: деньги, конечно, должны работать. Но к этой аксиоме у нас всегда прилагается список граждан, в чьих интересах они работают.

- Нам много говорили о дефиците бюджета в 300 млрд, но по итогам августа дефицит составил всего 26 млрд, - приводит цифры Кущ. - А где же 300 млрд дефицита? И тут выясняется, что главная проблема нашего бюджета не в том, что он не выполняется по доходам, а в том, что он не выполняется по расходам. Украинское правительство, в отличие от западных коллег, просто не допускает программы, реципиентами которых могли бы стать представители среднего и малого бизнеса, население. Наша власть дисфункциональна, но при этом она не потеряла желания хорошо зарабатывать. А проще всего это делать на простейших проектах, проходящих минимальные тендерные процедуры. Ремонт дорог под эти цели подходит идеально, поскольку не требует сложной документации, серьезных тендеров и согласований. Это просто старая дорога, с которой нужно снять старый асфальт и положить новый, и "осваивать деньги" на такой деятельности проще простого.

В этом и заключается основная причина такой огромной любви власти к ремонту дорог: так, как воруют здесь, больше не воруют нигде, продолжает эксперт. По 10-балльной шкале коррупциогенности это твердая десятка. И это неудивительно: воровать легко, контролировать сложно, да еще и за это никого не наказывают.

Вторая причина постоянной тяги власти к дорожно-ремонтным работам - колоссальный медийный эффект. Дороги у всех на слуху, суета и возня на проезжей части - это то, что видят миллионы. Водителям очень нравится, что дороги все же ремонтируют, новости о строительстве дорог хорошо читают и, соответственно, часто пишут. Поэтому ремонтом дорог у нас традиционно начинают заниматься за полгода до выборов.

И, наконец, третья причина - стереотипность мышления. В большинстве своем украинские чиновники - недоучки, не имеющие фундаментальных знаний и заменяющие их в своей работе следованием стереотипам. В данном случае стереотип заключается в том, что с помощью дорог можно развивать экономику.

- Этому стереотипу уже без малого сто лет, а родился он в 30-х годах прошлого века, когда дороги строились вручную, и на их строительстве были заняты миллионы людей, для многих из которых это было единственной возможностью заработать, - поясняет Кущ. - Сегодня ситуация принципиально иная. Во-первых, на строительство не нужно так много людей - в основном, все строится с помощью дорогостоящей техники. Во-вторых, дорожное строительство никак не решает проблему занятости: безработного с улицы не посадишь управлять дорогим асфальтоукладчиком. В-третьих, строительство дорог в нашей стране занимает 1,5% ВВП - это микроскопическаячасть роста, через которую невозможно восстановить экономику.

И снова все не так…

- Цель использования денег из "ковидного" фонда на дороги очевидна: проводить закупки и назначения без тендерных и конкурсных процедур, - соглашается Василий Шевченко. -  Но в масштабах Украины это небольшие суммы, их не хватит не то что на строительство (для этого только на первом этапе потребуется порядка 20 млрд долларов), а даже на ремонт. Сейчас речь идет о ремонте 3,65% старых дорог, а для строительства новых надо начинать переговоры с ЕС, чтобы они выделили деньги. Это вполне реально, ведь в Украину из Европы привозят товары, и европейцы заинтересованы в том, чтобы у нас были нормальные дороги. Плюс магистрали, построенные на деньги ЕС в Польше, должны продолжиться в Украине, но они не продолжаются, поскольку мы не являемся членом Евросоюза. Максимум, что мы можем сделать самостоятельно, - ремонтировать старые дороги, хотя чаще это не ремонт, а имитация.

Хорошие дороги - необходимая часть инфраструктуры в каждой стране, резюмировал Алексей Кущ. Но это должны быть концессионные дороги, как в Европе: частные автобаны и государственные подъезды к ним. Нужно понимать, что даже богатые страны не могут себе позволить модель, при которой все дороги строит государство.

- Немаловажный момент заключается в том, что в Украине дорожным строительством занимаются иностранные компании, которые приезжают не только со своей техникой, но зачастую и со своими рабочими, а вся прибыль выводится за рубеж, - говорит эксперт. - В этом году власти планировали потратить на дороги порядка 4 млрд долларов. И треть этих денег перечислят за рубеж на покупку импортного битума, который в Украине не производится, и на покупку импортной техники. Что в очередной раз демонстрирует полную интеллектуальную отсталость наших министров. Если уж вы затеяли дорожное строительство, создавайте автодорожный кластер в Украине, реанимируйте битумные заводы и производство дорожной техники. В противном случае получается, что мы, даже работая в своей стране, фактически работаем на благо иностранных производителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Все дороги Украины - платные

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

Зеленский призвал  своих  не стелить себе солому: Заканчивайте готовить себе оправдание
Зеленский призвал "своих" не стелить себе солому: Заканчивайте готовить себе оправдание 39

Глава государства потребовал от партии "Слуга народа" прекратить избегать ответственности.

Новые правила для депутатов: уволят ли жену  Юзика  и отца Зеленской?
Новые правила для депутатов: уволят ли жену "Юзика" и отца Зеленской? 739 2

Парламентарии поддержали законопроект, запрещающий депутатам всех уровней брать в помощники близких родственников

Депутат Ирина Констанкевич прокомментировала переписку с женщиной. Это оказалась не любовница
Депутат Ирина Констанкевич прокомментировала переписку с женщиной. Это оказалась не любовница 1493 1

Парламентарий отметила низкий уровень современной журналистики.

Происшествия

На Добассе ранен украинский боец
На Добассе ранен украинский боец 41

Вопреки договоренностям о прекращении огня враг нарушал режим тишины.

Подозреваемого в избиении Балуха арестовали на два месяца
Подозреваемого в избиении Балуха арестовали на два месяца 146

Меру пресечения избрали без права на выхода под залог.

Врачи собрались выводить Балуха из медикаментозной комы на следующей неделе
Врачи собрались выводить Балуха из медикаментозной комы на следующей неделе 116 3

Это сделают, если активист пойдет на поправку.

Экономика

Жизнь без наличных: сможет ли пойти Украина по шведскому пути
Жизнь без наличных: сможет ли пойти Украина по шведскому пути 575 3

"КП" в Украине" вместе с экспертами разобралась в плюсах и минусах "безбумажной" экономики и выяснила, возможен ли такой ход в нашей стране.

Министр финансов исключил дефолт в Украине
Министр финансов исключил дефолт в Украине 150 1

Страна задолжала уже 85 миллиардов долларов США.

Осталось всего две недели: от каких купюр надо срочно избавиться
Осталось всего две недели: от каких купюр надо срочно избавиться 6117 4

С 1 октября 2020 года старые банкноты и 25-копеечная монета перестанут быть средством платежа

Общество

Самая старая женщина в мире признана рекордсменкой в Японии
Самая старая женщина в мире признана рекордсменкой в Японии 247

Канэ Танака официально признана старейшим жителем страны.

В 2021 году появятся 217 новых смайликов: бородатые женщины и не только
В 2021 году появятся 217 новых смайликов: бородатые женщины и не только 172 1

Лишь семь из них будут принципиально новыми.

На хасидов в Умани составили семь админпротоколов
На хасидов в Умани составили семь админпротоколов 173

К порядка в период Рош ха-Шана привлечены около 600 украинских полицейских и шесть их израильских коллег.

Светская хроника и ТВ

Друзья о  короле мрамора  Николае Шматько: Он мог жить в роскоши, но умер в нищете
Друзья о "короле мрамора" Николае Шматько: Он мог жить в роскоши, но умер в нищете 556 1

Луганский скульптор и художник прославился благодаря нестандартному изображению политиков.

Принца Люксембургского Шарля крестили в масках
Принца Люксембургского Шарля крестили в масках [фото, видео] 294

Королевская семья поделилась кадрами с крестин.

СМИ: Том Харди станет следующим Джеймсом Бондом
СМИ: Том Харди станет следующим Джеймсом Бондом 369

В ноябре должны официально объявить нового исполнителя главной роли.

Спорт

Тренер  Днепра-1  подал в отставку после провального старта сезона
Тренер "Днепра-1" подал в отставку после провального старта сезона [видео] 259

Дмитрий Михайленко вывел днепрян в элиту, но в УПЛ у него не заладилось.

Тайсон рассказал, когда покинет  Шахтер
Тайсон рассказал, когда покинет "Шахтер" 248

Лидер горняков доиграет свой контракт и вернется в Бразилию

Теннисистка Марта Костюк: Женщин тренеры унижают очень сильно
Теннисистка Марта Костюк: Женщин тренеры унижают очень сильно 320

Украинская спортсменка рассказала об унижениях со стороны тренеров