21 ноября
Загрузить еще

Выставка картин Порошенко: сборная солянка за решеткой и колючей проволокой

Выставка картин Порошенко: сборная  солянка за решеткой и колючей проволокой
Фото: Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ

В Музее Гончара посетителей немного – в такую жару тяга к пляжам и мороженому преобладает над тягой к прекрасному. Однако, хоть очередей и нет, тоненький ручеек из одного-двух гостей тянется непрерывно. Выставка 43 арестованных ГБР картин из частной коллекции семьи пятого президента Украины Петра Порошенко (см. "Историю вопроса") с 27 июня открыта для всех желающих.

Охрана, маски и попытки создать социальную дистанцию

Может, и к лучшему, что людей не очень много – все же карантин. На входе два охранника, скучают, сидят в телефоне. А что им еще делать? Посетители люди культурные и спокойные, ГБР с очередным штурмом музея пока нет -  а вот, в день открытия выставки, в пятницу, 26 июня – в очередной раз пожаловали. Хорошо, хоть в этот раз без потасовки. Кстати, наверняка из-за шумихи с ГБР о выставке узнало больше людей – какая-никакая, а реклама. Возле входа – санитайзер, вход строго в маске.

Сотрудницы музея говорят, что  пускают на экспозицию по 5-10 человек.

- Можем и чуть больше, - обращается сотрудница к компании из четырех молодых людей. – Но там вентиляция не очень, вам же самим трудно дышать будет.

Посетители карантинные меры соблюдают - и дистанция, и маски. Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

И действительно, выставочный зал и сам не очень большой, а значительную часть пространства занимает тюремная клетка  – одна по периметру комнаты, вторая внутри.  Картины на стенах не просто брошены за решетку, еще и обнесены  колючей проволокой – прозрачный перформанс от директора музея Петра Гончара: мол, картины мировых художников "под арестом".

Из-за решеток же рассмотреть картины получается плохо, даже большие, не говоря о маленьких.  Хорошо еще стоят таблички с репродукциями и именами авторов  - правда, где-то написан год создания, а где-то – догадывайтесь сами. Фотографировать не запрещают, наоборот, дают советы:

- Молодой человек, что ж вы так снимаете! Оно же будет бликовать. Поверните телефон.

Автору статьи был непонятен принцип размещения картин. Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

Попытка понять концепцию выставки провалилась

Какой-то логики и объяснений, с какой картины лучше начинать смотреть, – нет. Картины висят хаотично – разные по стилю, по времени, по жанрам. Впрочем, и сама коллекция не производит цельного впечатления. Такое чувство, что владельцы просто ориентировались на свой личный вкус и знакомые фамилии художников-классиков.  Так, по непонятной причине рядом висят "Портрет мужчины в очках" Василия Тропинина (50-e годы ХІХ века) и  "Портрет молодой женщины" постимпрессиониста Василия Хмелюка (1956) и "о. Капри"  Константина Горбатова (начало ХХ века).

Иван Айвазовский, "Волна" (слева), "Рыбачья лодка с торговым бригом на якоре". Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

Да, два больших Айвазовских рядом -  "Волна" и "Рыбачья лодка с торговым бригом на якоре".

"Мать", Илья Глазунов. Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

А напротив – во внутренней клетке – страшно выбивающаяся из общей коллекции "Мама" Ильи Глазунова.

- Скажите, - обращаюсь к смотрительнице, - а по какому принципу размещали полотна?

- Не могу сказать, - пожимает она плечами. Мы только физическую работу выполняли.  У них была своя дизайнер. И эта девочка рассказывала, куда какую картину вешать.

"Рождение Девы Марии" оказалось таким тяжелым и большим, что пришлось его поставить на лавочку. Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

Одну картину, кстати, "Рождение Девы Марии" Ивана Миодушевского (II половина XIX века, копия одноименного произведения Бартоломе Эстебана Мурильо), повесить не смогли – уж больно тяжелая и большая.

- Тросы просто не выдержали бы, - поясняет моя собеседница. – Это надо было бы трубу вешать специальную. Ну, пока так поставили.

 

Акварель Константина Крижицкого (крайняя слева) теряется на фоне больших полотен. Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

Отзывы: от "великолепно" до "наворовал!"

У посетителей мнения тоже разные.  Пара среднего возраста приехала на велосипедах, похоже, аж из Святошино (район на другом конце Киева). Говорят, интересно было посмотреть на картины, которые произвели такой ажиотаж. Явно симпатизируют Петру Порошенко.

- Мне кажется, когда картины ввозят – именно ввозят в страну, налоги уплачены, все задекларировано, документы есть – вопросов быть не должно, - рассуждают они. – Когда человеку есть, что скрывать, он никогда не будет выставлять это перед широкой публикой. Ну, а если нынешней власти не нравится классическое искусство – то у них уровень "квартала". Точнее, им это искусство просто непонятно. Вот их и раздражают подобные вещи.

- А что из произведений вам больше всего понравилось? – стараюсь свернуть разговор с политической темы на живопись.

- Сам подбор коллекции. У Петра Алексеевича и Марины Анатольевны очень хороший вкус, что касается искусства. Очень интересно подобраны работы. Мирового уровня коллекция, известные художники. Я сама очень люблю Айвазовского и Левитана – и там как раз прекрасные образцы, - делится женщина.

- А рядом с Левитаном висит чудесная акварель Крижицкого, - подхватывает мужчина.  – Самая маленькая картина.  Обычно такого уровня коллекции – это масло.  А вот ценители понимают, что одна из самых сложных техник после фрески это именно акварель. Уникальные работы, которые невозможно повторить.

Константин Крижицкий, "Петровский парк" (1906), акварель. Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

Понимаю, что эту микро-акварель я и не рассмотрел. Возвращаюсь. Рядом с большим полотном Левитана  "Болото вечером" (1882) - крохотная картина "Петровский парк" Константина Крижицкого (1906).

А в галерее, тем временем, уже вступили в схватку сторонники Порошенко и его противники.

- Откуда у него денег на такое количество картин? – возмущенно вопрошает интеллигентная женщина.

- Да заработал! – парирует другой посетитель выставки. – Он же не крепостной! Деньги у него есть!

Мужчина пытается еще  выступать в защиту Порошенко, но женщина берет подругу и уходит.

- Вы знаете, - задумчиво говорит еще одна посетительница. – Мне вот все тут мрачно. Если смотреть в общем – производит мрачное впечатление.

Слева направо: Юлий Клевер (старший) "Берег речки зимой" (1923), Гавриил Кондратенко "Лесной пейзаж" (1894). Фото: Андрей ГРАБОВСКИЙ 

Она стоит у стены с картинами Юлия Клевера (старшего) и Гавриила Кондратенко – на трех картинах действительно темный  и мрачный лес.  Но доля правды в словах женщины есть – большинство полотен в темных тонах. Жизнерадостных импрессионистов тут не найдешь. Правда, потом выясняется, что такое гнетущее впечатление на посетительницу производят решетка и колючая проволока.

А интеллигентная женщина продолжает возмущаться.

- Зачем идти сюда? У нас есть прекрасный музей украинского искусства (Национальный художественный музей Украины - Авт.) – он пуст, потому что там картин практически нет!  45 лет назад их там было куда больше.  Вот почему эти картины в частной коллекции? Вы согласны со мной, что искусство должно принадлежать народу?  Вы же понимаете, что такие средства на покупку этих картин просто так не заработаешь? Вот, раз, два, три, четыре – больше четырех десятков картин.  И показывать это людям, мол, это купил – за чьи деньги? За наши?

Хочу прервать этот социалистический спитч словами, что вход на выставку свободный,  но, понимаю, что, сколько людей, сколько и мнений. Поэтому вывод простой: сходите сами, составьте свое впечатление, обогатитесь культурно. И тогда искусство действительно будет принадлежать народу.

История вопроса

Экс-президент Петр Порошенко был вызван ГБР на допрос на 26 мая  по делу о незаконном перемещении через границу 43 картин всемирно известных художников. Порошенко в этом деле проходил в качестве свидетеля. Однако, вместо того, чтобы явиться на допрос, пятый президент Украины открыл в Музее Гончара выставку этих полотен.  На открытие выставки явились представители ГБР, чтобы вручить повестку о повторном вызове на допрос. В итоге визит ГБР перерос в потасовку – спецназ ворвался в музей, взломав дверь – хотя в самом ГБР это отрицают.

Государственное бюро расследований арестовало частную коллекцию. Ровно через месяц, 26 июня, выставка наконец-то открылась для всеобщего доступа.

Справочная "КП" в "Украине"

Музей Петра Гончара, ул. Лаврская, 19 (м. "Арсенальная")

Музей работает  с 10-00-17:30. Понедельник выходной.

Вход бесплатный.

Фото
Фото
27 Июня 202020:41

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Галерист Леонид Комский: Порошенко - классический собиратель искусства. Ему хочется слышать слова восхищения 

 

Новости по теме: Петр Порошенко Картины ГБР