Ученые против коронавируса: что узнали о COVID-2019 и как собрались бороться

Фото: Фото: Рейтерс.

Россия заявила о расшифровке генома коронавируса

19 марта Минздрав РФ заявил, что российские ученые секвенировали (простыми словами - расшифровали) полный геном коронавируса SARS-CoV-2, который проник в Россию.

- Оперативный генетический анализ вирусов SARS-CoV-2 исключительно важен для понимания эволюции нового коронавируса и динамики его распространения. – заявил и.о. директора НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева Минздрава России д.м.н. Дмитрий Лиознов  - Этот коронавирус новый для нас, поэтому критически важно иметь возможность определить путь его распространения и попадания на территорию нашей страны, его изменения. Эта информация поможет в разработке вакцин и противовирусных препаратов для лечения коронавируса.

Информацию отправили в международную базу данных EpiCoV GISAID. Ее используют Всемирная организация здравоохранения и ведущие исследовательские группы, изучая, как мутировал коронавирус.

Начались испытания вакцины

Американская биотехнологическая компания Moderna и Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) США 16 марта заявили о старте клинических испытаний РНК-вакцины от COVID-2019. При успехе ее удастся использовать массово в 2021 году.

В теории, вакцина заставит иммунитет вооружиться против S-белка, который крепит коронавирус к человеческим белкам. Есть три концентрации вещества: 25, 100 и 250 микрограмм. Нужно выяснить, какая доза не навредит человеку и создаст иммунный ответ.

18 марта Всемирная организация здравоохранения объявила о начале испытаний вакцины. Глава ВОЗ поблагодарил исследователей по всему миру, не уточнив, американская ли это вакцина. Отметил, что ВОЗ и партнеры будут исследовать методы лечения во многих странах.

- Первое испытание вакцины началось, всего через 60 дней после того, как была обнаружена и описана генетическая последовательность коронавируса COVID-19. Это невероятное достижение. Мы благодарим исследователей по всему миру, которые собрались вместе, чтобы систематически оценивать экспериментальную терапию, - сказано в заявлении ВОЗ, - заявил Тедрос Адханом Гебрейесус.

В Нидерландах успокоили: кто болел SARS - готов сражаться с коронавирусом

Ученые из Нидерландов разобрались, что человеческие антитела 47D11 (вид клеток иммунитета), которые обезоруживают S-белок вируса SARS-CoV, вызвавшего атипичную пневмонию в 2002-2003 годах, помогает от SARS-CoV-2 (нового коронавируса). Он мешает соединиться с клеткой и пробраться внутрь. Опыты провели в лабораторных условиях, а не в теле человека. Статью отправили в научнопопулярный журнал Nature, а препринт появился на biorxiv.org.

SARS-CoV-2 и SARS-CoV похожи по строению. Поэтому Беренд-Ян Босх из из Утрехтского университета и Франк Гросвелд (Frank Grosveld) из Медицинского центра Роттердамского университета Эразма протестировали антитела к SARS пятнадцатилетней давности. Их заморозили и хранили, потому что эпидемия в то время завершилась. При эксперименте антитело обезвредило примерно половину вирусов, когда его вводили в концентрации 0,19 и 0,57 мг/мл соответственно. 47D11 — первое человеческое антитело, которое может остановить COVID-19, однако в организме выживших появятся и другие защитные клетки. Теоретически оно способно помочь и для профилактики, и для лечения. Ученые ищут фармкомпанию, которая готова вести испытания минимум несколько месяцев.

С этим антителом также мечтают создать тест-системы, которые помогут провериться на коронавирус в домашних условиях.

В Китае нашли мишень коронавируса и вспомнили про стволовые клетки

Исследователи из Четвертого военного медицинского университета в Сиане, возглавляемые Кэ Ваном, заметили, что коронавирус соединяется не просто с клеткой, к белку CD147 на ее поверхности. Блокировка этого белка позволила ученым остановить вирус в пробирке с клетками. Начали клинические испытания лекарства-блокировщика, пишут на bioRxiv.

Это не станет панацеей, а лишь облегчит лечение, так как у нового коронавируса есть еще одна мишень = клеточный белок ACE2. Ученые предполагают, что мишеней может быть четыре.

Две группы китайский врачей попытались лечить коронавирус мезенхимальными стволовыми клетками. Отметили, что воспаление снизилось, но не смогли разобраться, как стволовые клетки лечат ткани. Об исследованиях рассказали в двух статьях на китайском портале препринтов ChinaXiv.

Первой группой врачей руководил Минь Ху из Пекинского университета. Взяли стволовые клетки из пуповины 65-летней китаянки, которой не помогало лечение, с перерывом в три дня трижды ввели пуповинные стволовые клетки. В течение 12 дней женщине стало лучше: количество лейкоцитов (еще один вид клеток иммунитета) стало нормальным, как и многие другие показатели. Компьютерная томография показала, что воспаление в легких исчезло.

Второй группой руководил Роберт Чуньхуа Чжао из Университета Шанхая. Семи пациентам, которым лечение не помогло, однократно ввели стволовые клетки из университетского биобанка. Среди больных один был в критическом состоянии, четверо - в тяжелом, а у двоих болезнь протекала стандартно.

Температура и дыхание вернулись в ному через два - четыре дня. Побочных эффектов не увидели. При этом на трех контрольных пациентах испытали плацебо, к концу исследования один был в стабильном состоянии, другого мучила дыхательная недостаточность, а третий умер.

Стволовые клетки из-за рисков все же опасно использовать, а процедура стоит дорого. По этой причине ищут другое лечение.

У нового коронавируса обнаружили два типа

В National Science Review рассказали о двух разновидностях SARS-CoV-2. Одна из них стала встречаться реже, потому что штамм столкнулся с трудностями в человеческом теле. При этом другая, менее опасная разновидность, стала встречаться чаще. Типы назвали S и L. Предполагают, что S старше и вызывают менее тяжелое течение COVID-19. При этом приблизительно до 7 января у 96,2 процентов зараженных находили опасный L.

В январе количество зараженных L упало до почти 60 процентов. Считают, что ему помешал не только иммунитет, но и карантинные меры. Больные S в карантин попадали реже, так как обычно болели легкой формой, не шли к врачу с "обычной простудой" и распространяли вирус.