Впервые мы поговорили с Леонидом Тоюндой в сентябре 2019 года (тогда и был впервые опубликован материал). В 35-ю годовщину столкновения парохода "Адмирал Нахимов" с сухогрузом "Петр Васев" мы вновь созвонились с 73-летним Леонидом и вспомнили подробнисти трагедии.
|
Впервые дни сентября телефон Леонида Тоюнды из Ровенской области не умолкает. Звонят друзья, бывшие коллеги, знакомые - поздравляют его со вторым днем рождения. Леонид один из тех, кто 31 августа оказался участником крупнейшей морской катастрофы, унесшей жизни 423 человек, - столкновения парохода "Адмирал Нахимов" с сухогрузом "Петр Васев".
- 35 лет прошло, а такое не забывается, - бодро отвечает на звонок "КП" в Украине" выживший в катастрофе советского "Титаника". – Спасибо за поздравления с вторым днем рождения! Сейчас-то мы уже только с соседями собираемся, выпьем по 50 грамм, помянем… А раньше и с другими участниками группы, что были на пароходе, встречались, к одной из них, работнице банка, ездили… Царствие ей небесное. Уже почти никого не осталось. Единственный, с кем общаюсь – это руководитель нашей группы, Кузьма. Вот 31 августа он звонил. Ему уже 85…
Леониду сейчас – 73. Из всей группы, которая тогда поехала по путевкам Советского фонда мира в круиз на пароходе "Адмирал Нахимов", погибло 11 человек. 18 – выжило.
- Как забудешь? Нельзя забыть. Я же тогда поседел. Гляну в зеркало – и понимаю, почему поседел, - вздыхает Леонид Тоюнда. – Вот с вами вспоминаю – и вижу себя там, на корабле. Так впечаталось в память – не стереть, все до мелких деталей помню. Еду на кладбище в Ровно – там целая аллея могил, поклонюсь… Знаете, за чем жалею? Я был там на корабле – и не было ни одной команды, дезорганизация полная… Свет потух – и только крики… Я плавать умею, как волк - я под водой убегал с этого корабля. Не было командных действий вообще…ё
Через 19 лет после трагедии Леонид Тоюнда в третий раз стал отцом – в 57 лет. Его сыну Саше уже 16.
- Поздравьте меня! Сын сегодня первый день пошел в Винницкий национальный медицинский университет имени Пирогова - бюджетная форма обучения, устроился в общежитии, - Леонид гордится сыном. – Так что на линейку я уже отходил. Он хотел быть врачом – и то, что захотел, то и сделал – поступил. Хотя он неплохо учился в школе, конечно.
В последние летние дни 1986 года Леонид Тоюнда уехал в Одессу по премиальной путевке. Однако уже 4 сентября 38-летний брюнет вернулся домой с сединой на висках. А спустя пару недель он побелел полностью.
- После купания в луже солярки и мазута, которые вытекли из развороченных котельного и машинного отделений парохода, волосы на моей голове застыли коржом, - вспоминает Леонид Тоюнда. - Пришлось состричь. Новые выросли уже седыми. С тех пор я белый как лунь.
В середине 80-х Леонид руководил районным отделением банка в Дубровице Ровенской области. От Советского фонда мира он и еще 28 человек со всей области получили путевки в морской круиз на "Адмирале Нахимове". Каждая стоила 69 рублей - больше трети зарплаты начальника банка. Многим советским людям такое путешествие по Черному морю было не по карману - попасть на его борт мечтали тысячи. Но не Леонид - его терзало нехорошее предчувствие.
- Собирался и думал: чего мне туда ехать? Но друзья меня все-таки уговорили: "Да что ты, поедешь, посмотришь - города-курорты, Черное море", - рассказывает "КП" в Украине" Леонид Тоюнда. - Круиз был рассчитан на семь дней. Помню, когда плыли мимо мыса возле Севастополя, думал: "Берег недалеко, километра два. Если что - доплыву".
Настал День шахтера. По такому случаю большая компания работников шахт из Донецкой области упросила экипаж в тот вечер отложить отбой.
- Обычно спать уходили в 22.00, но тут танцы продолжили, - вспоминает наш собеседник. - Помню, сидел на стульях, было 23.15, как вдруг почувствовал удар и боковым зрением заметил удаляющиеся огни. Еще подумал: а чего это мы к Новороссийску вернулись? Корабль начало разворачивать вправо… И тут все - танцующие пассажиры, оркестр, барабаны - посыпались за борт.
Причина крушения стала известной позже. Балкер "Петр Васев", груженный тысячами тонн зерна, вместо того чтобы пропустить пассажирский пароход, пробил бульбом (каплевидная часть корпуса судна на носу. - Авт.) обшивку "Адмирала Нахимова" и пропорол в котельном и машинном отделениях дыру площадью в хорошую квартиру 90 кв. м.
Шансов спастись с корабля, который потом назвали советским "Титаником", у тех, кто остался в каютах, не было. В отличие от трансатлантического лайнера "Адмирал Нахимов" затонул всего за семь минут. Корабль сразу после столкновения стал крениться на правый борт, лег на него - и через пару минут исчез под волнами, похоронив сотни спящих людей. Выжили, по словам Леонида Тоюнды, те, кто задержался на верхней палубе, кто решил ночью искупаться в двух бассейнах, расположенных на корме и носу.
- Если бы мы остались в каюте, я бы с вами не разговаривал. Узкая каюта, узкие коридоры, - поясняет Леонид Тоюнда. - А тогда мы только пришли с ужина и решили: "Ну что, на танцы?" Я жил в каюте с тремя женщинами-сотрудницами. Одна из них поехала с мужем. Муж выжил, а она нет.
Каюта находилась на самом последнем уровне - ниже располагались только каюты персонала, за иллюминаторами уже плескалась вода. На тот момент корабль был "старичком" - 61 год, половину из этих лет он ходил в круизы. Но и тогда казался роскошным - бархатная темно-вишневая обивка, позолоченные перила, роскошный ресторан, бар, бассейны, даже стоматологический кабинет.
В воде, среди смытых волной с верхней палубы гуляк, царил хаос.
- Вынырнул, а меня кто-то за шею схватил сзади, пришлось вновь уйти под воду. Так несколько раз - чуть не утопили, - говорит Леонид Тоюнда. - Когда "Адмирал Нахимов" ушел под воду, море как будто выдохнуло - помню тот звук, похожий на вздох.
Леонид рассказывает - первая мысль была: "Это конец". Но он был парнем закаленным.
- Когда перед глазами возникли лица детей, друзей, такая спортивная злость взяла - неужто сдамся? Нет, выгребу! И поплыл, - говорит Леонид. - Я мог и час, и два грести, если бы видел берег. Боксом тогда занимался, штангой, отлично держался на воде.
Он вспоминает: море тогда напоминало картину, "когда вьюнов наловишь, солью пересыплешь - они все друг по другу ползают, извиваются". В воду посыпалось человек триста. Наконец Леонид доплыл до перевернутой шлюпки, слетевшей с корабля.
- Помню, одна женщина стенала: "Помогите, у меня больное сердце". Я ей: "Все сейчас будет нормально", - рассказывает выживший в морской катастрофе. - Через два часа подошло спасательное судно, но как только ее подняли на борт, она умерла.
В Новороссийске выживших поселили в отеле. Места всем не хватило, Леониду пришлось спать в коридоре. Усталость навалилась такая, что сразу после осмотра врача и укола он уснул мертвым сном, вызвав даже у врачей уверенность в том, что "все, умер".
Когда в обед 4 сентября 1986 года Тоюнда переступал порог своей квартиры, там на поминки по Леониду собрались его друзья. Все посчитали мужчину погибшим.
- Моя телеграмма, что еду домой, пришла с опозданием. Так поминки превратились в празднование, - отмечает Леонид. - В Дубровице с каждым должен был рюмку выпить - меня встречали несколько десятков человек, ведь в районе меня знал каждый.
Из группы 29 человек, которые поехали в подарочный круиз из Ровенской области, выжили 18 человек. Каждый год в эти дни они обязательно вспоминают друг о друге, созваниваются.
- После этого я в море заходил только спиной - ложился на воду, плавал, выходил также лицом к пляжу. Страшно было, - говорит Леонид. - До сих пор, если много вспоминаю о той катастрофе, могут начать кошмары сниться. А раньше - как пить дать: ляжешь спать - и "уже на корабле". В первое время после возвращения ходил в лес по грибы, это помогало мне забыться.
Каждый год на место катастрофы в Цемесской бухте приплывает катер с родственниками погибших - около полукилометра здесь официально считается местом гибели почти полутысячи пассажиров. 31 августа над местом, где на глубине 47 метров до сих пор лежит советский "Титаник" с останками погибших, в память о них по воде плывут венки и цветы.
Катастрофа произошла на выходе из Цемесской бухты, что под Новороссийском. Самый крупный пароход на Черном море "Адмирал Нахимов" (длина 174,3 м, ширина 21,02 м) получил мощнейший удар в правый борт от следовавшего в Новороссийск балкера "Петр Васев" (длина 184 м, ширина 28 м).
Виновных нашли быстро. Тогда особенно не церемонились и взяли под стражу двух капитанов: "Адмирала Нахимова" - Вадима Маркова и "Петра Васева" - Виктора Ткаченко.
Суд был публичным и уже в марте 1987 года вынес приговор: оба виновны в равной степени и заслуживают максимального наказания - 15 лет заключения.
На этом чистки не закончились. Вскоре после катастрофы был отправлен в отставку министр морского флота СССР, уволен начальник Черноморского морского пароходства, исключены из партии, уволены или получили взыскания другие видные чиновники пароходства и партийные руководители Одессы и области.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ