21 ноября
Загрузить еще

Перед смертью бортпроводницы «Адмирала Нахимова» ее матери приснились остановившиеся часы

Перед смертью бортпроводницы «Адмирала Нахимова» ее матери приснились остановившиеся часы
Фото: Девушка обожала свою работу и никогда не отказывалась фотографироваться с пассажирами на память.

Елена Немич из Полтавской области ценой своей жизни пыталась спасти спящих детей. Последние 22 года многие жители бывшего СССР торопятся под конец летнего сезона посетить Новороссийск. Но едут они в черноморский городок не отдыхать. У них другая цель – почтить память погибших во время столкновения круизного парохода «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев».

31 августа 1986 года Черное море стало могилой для 423 человек. Среди погибших членов экипажа – 19 девушек из пассажирской службы. Многие из них, не умея плавать, отдали свои спасательные жилеты пассажирам. А Елена Немич, 20-летняя бортпроводница, спасая детей, которые спали в каютах, погибла под обломками тонущего корабля.

О море мечтала с пеленок 

Елена Немич выросла далеко от моря – в Лубнах Полтавской области. Но с детства мечтала жить на побережье.

– Мы нечасто ездили отдыхать на курорты, – рассказывает 62-летняя Валентина Данильченко, мама Лены. – Поэтому дочка о море знала только из газет. Прочитав книгу «Женщина и море», она окончательно решила работать на корабле.

Почти сразу после выпускного девушка собрала необходимые документы и поступила в Николаевскую мореходную школу. После шести месяцев учебы бортпроводница Елена Немич по распределению попала на борт парохода «Адмирал Нахимов». Шел 1985 год.

«Мама, я так рада. Наконец-то сбылась моя мечта, я выйду в море. Новороссийск – это лучший город в мире. Я даже не предполагала, что есть такие красивые места», – напишет Елена маме на открытке с изображением Новороссийска перед первым круизным рейсом.

В красоте города и самого парохода Валентина Данильченко успела убедиться сама, побывав у дочери во время отпуска.

– Я была рада за Леночку, но в душе немного переживала, – говорит Валентина Яковлевна. – Однажды мы с дочкой смотрели по телевизору фильм о крушении судна в Прибалтике. И меня черт дернул за язык сказать дочке, чтобы она в подобных случаях сразу бежала на палубу и спасала свою жизнь. А она мне: «Мама, ты что! Это моя работа – в первую очередь помогать пассажирам».

«Самое сложное – опознание. Лена была 158-й» 

Лена упрашивала маму хотя бы раз отправиться с ней в плаванье. Валентина как раз наметила свой отпуск под закрытие летнего сезона-86 - на последний рейс «Адмирала Нахимова» Одесса – Новороссийск – Сочи – Сухуми - Батуми. Но ее не отпустили с работы и отправили в командировку в Киевскую область.

После выяснения отношений с начальством Валентина Данильченко еле уснула. А от увиденного во сне проснулась в холодном поту.

– Мне приснился бурный ручей, в котором плавали часы. Одни из них были очень похожи на мои наручные. Но когда я их подняла, они моментально остановились, – вспоминает женщина. – У меня было плохое предчувствие, и я решила отправить дочке телеграмму, сообщить, что не приеду, и спросить, как дела.

С плохим настроением женщина пошла на работу 31 августа. И только вечером 1 сентября по радио услышала о крушении «Нахимова». Два дня жила надеждой и пыталась сохранять спокойствие перед родственниками. Не дождавшись весточки от дочери, 3 сентября села на автобус Киев – Тбилиси и отправилась в Новороссийск.

- Четвертого сентября спасатели как раз доставали из воды мою девочку, – со слезами вспоминает Валентина Яковлевна. – Самое сложное было войти в вагон для опознания, где на пленке лежали сотни тел. В каждой женщине я видела Леночку. А она была 158-й. В своей рабочей форме и без одной туфли...

Жених бортпроводницы тоже погиб в море 

Позже подруги Лены рассказали Валентине Данильченко, что 31 августа ее дочка как раз была на вахте. После столкновения судов выскочила на палубу и закричала свом коллегам: «Что делать?» Но потом, не теряя ни минуты, побежала за ключами от кают второго класса, зная, что в них спят дети. Ведь родители в это время на верхней палубе праздновали День шахтера, слушали концерт, танцевали на дискотеке... Остальные девушки из пассажирской службы начали раздавать спасательные жилеты обезумевшим отдыхающим. Шлюпки даже не успели спустить на воду - на это понадобилось бы, как минимум, полчаса, а «Нахимов» ушел под воду за семь минут…

– Леночку нашли мертвой в останках затонувшего корабля. Уже когда мы привезли тело в Лубны, на лице начали проявляться ссадины, и мы обнаружили большую травму головы, – продолжает Валентина Данильченко. – Видимо, дочка попала в водоворот, и на нее что-то упало. Ведь пробоина в судне была возле машинного отделения, где находилась каюта Лены и висели те злополучные ключи.

На похороны «морячки» сошлось полгорода. Лену одели в свадебное платье, в гроб положили духи «Нарцисс», расческу, платочек.

– На момент трагедии Лене было всего 20 лет, – рассказывает мама. – Ее парень-моряк тоже погиб, только на другом судне. Он получил визу и уехал в плаванье за границу, Лене оставил свои вещи на хранение. Долго не забирал их, и она уже было начала переживать. Потом мы узнали и о крушении его судна.

Один капитан лихачил, а другой смотрел футбол 

После трагедии Валентине Данильченко не хотелось жить. Получив четыре тысячи рублей компенсации после смерти дочери, женщина отложила деньги на свои похороны. Но судьба распорядилась по-другому. Она смогла пережить смерть дочери и ее отца, ей пришлось перенести суд над капитанами столкнувшихся судов и узнать подробности крушения парохода, от которых у Валентины Яковлевны до сих пор мурашки по коже.

– И капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков, и капитан сухогруза «Петр Васев» Виктор Ткаченко признали свою вину, – рассказывает женщина. – Еще бы… Они входили в зал суда под проклятия тысячи родственников погибших. Одна женщина меня просила вступиться за членов экипажа, ведь моя дочь тоже работала на «Нахимове». Но я не могла. Самое интересное, что не выжили как раз те, кто дольше всех проработал на судне. А вольнонаемные спасали себя.

Обоих капитанов признали виновными и приговорили к 15 годам лишения свободы. Спустя 6 лет, в ноябре 1992-го, указами президентов Украины и России их помиловали и выпустили на свободу. Обоих уже нет в живых. Марков умер в Одессе в 2007 году, а капитан Ткаченко, правда, под новым именем, вновь допустил крушение судна, только уже за границей…

– Встречаясь каждый год с такими, как я, несчастными родственниками погибших, я узнала, что капитан сухогруза «Петр Васев» был большим лихачем и любил расходиться с судами на расстоянии спичечного коробка. А Марков, вместо того чтобы спасать ситуацию, пошел смотреть футбол с генералом КГБ. У помощника капитана Андрея Чудновского, который был у штурвала во время трагедии, не выдержали нервы, и он, закрывшись в своей каюте, утонул вместе с «Нахимовым». Его жена рассказывала, что Андрей предчувствовал трагедию. Собираясь в рейс, три раза возвращался домой, что-то забыв, - рассказывает Валентина Данильченко.

Нескольких утонувших записывали под одним номером 

Свидетели крушения парохода рассказывали о том, что происходило на судне после столкновения. Некоторые пассажиры были убиты падающими сверху тяжелыми скамейками и бочками. Те, кому «повезло», плавали, обезумевшие, не узнавая даже своих родственников. Но хуже всего пришлось пассажирам, которые не умели плавать. Попав в воду без спасательных жилетов, они либо уходили на дно сами, либо, вцепившись мертвой хваткой в тех, кто проплывал рядом, утаскивали и их под воду.

– Рассказывали, что на последний рейс взяли больше пассажиров, чем положено, – продолжает Валентина. – Точное число погибших до сих пор неизвестно, ведь под водой остались несколько десятков легальных пассажиров, а сколько было нелегальных... Через несколько лет после трагедии судно чуть приподнялось, и на поверхность всплыли еще 40 тел. Их похоронили в Новороссийске, даже не устанавливая личностей. Но меня потрясло то, что нескольким погибшим присваивали один номер. Это выяснилось, когда мы разговорились с одной родственницей утонувшей пассажирки. Ее тело вытащили пятого сентября, но записали под 85-м номером. А моя Лена была 158-й, хотя ее нашли днем раньше. Наверное, так пытались уменьшить количество погибших…

Все одноименные суда терпели крушение 

Есть некая мистика в гибели судна: «Адмирал Нахимов» совершал последний рейс. Круиз должен был закончится 5 сентября 1986 года, после чего пароход предназначался на слом.

Более того, почти все суда, ранее носившие имя Нахимова, терпели крушения. В 1897 году грузовой пароход «Нахимов» затонул у берегов Турции. Во время Цусимского сражения в 1905 году японцы потопили броненосный крейсер «Адмирал Нахимов». Советский легкий крейсер «Червона Украина» (оригинальное название - «Адмирал Нахимов») был потоплен в 1941-м.

Пароход «Адмирал Нахимов» (порт приписки - Одесса, СССР) был построен в 1925 году в Германии. Предыдущее название судна - «Берлин» (порт Бремен, Германия). До 1939 года «Берлин» совершал регулярные рейсы через Атлантику. С 1939 по 1945 годы - в составе вооруженных сил Германии как санитарное судно.

В 1945 году в устье реки Свине подорвался на мине (по другой версии - торпедирован подводной лодкой) и затонул по палубу на глубине 13 метров. С 1946-го перешел в собственность Советского Союза в счет репараций. При попытке судоподъема в начале 1947 года снова произошел взрыв, и судно вновь погрузилось на дно, придавив водолаза Тимофея Старченко, который, по счастливой случайности, оказался в донном углублении. Водолаза спасли его товарищи.

В 1947-м получил новое название - «Адмирал Нахимов». С 1947 по 1957-й проходил восстановительный ремонт в ГДР.

С 1957 года в составе пассажирского флота СССР, судовладелец - Черноморское морское пароходство. Первый капитан - Николай Соболев. Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Кроме круизов по Черному морю «Адмирал Нахимов» в 60-е годы совершал также рейсы на Кубу, в Африку.

В 1977 году экипаж во главе с бессменным капитаном отпраздновал 20-летие безаварийного плавания, после чего Соболев был вынужден покинуть судно по состоянию здоровья. В 1984-м капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Марков, перешедший на пароход с линий загранплавания и возглавлявший до этого экипажи таких судов, как «Леонид Брежнев», «Федор Достоевский», «Армения».

А вот теплоход «Петр Васев» после ремонта в 1986 году в Ильичевске был переименован в «Подольск». Сейчас он ходит под флагом Мальты и называется «Myroessa». Случается, что судно заходит и в порт Новороссийск…

На борту круизного лайнера больше всего было украинцев (в основном - жители Донбасса и Харьковской области) и россиян. Также на «Нахимове» находились прибалтийцы и жители других республик СССР.

Детей до 16 лет на «Нахимове» было 32. Только десятерым удалось спастись. Остальные погибли в закрытых каютах. Родители даже не имели возможности добежать к своим чадам.