21 ноября
Загрузить еще

Трагедия советского "Титаника": каждый второй погибший был из Украины

Трагедия советского
Фото: Фото: wikipedia.org

До сих пор очевидцы трагедии, выжившие, родственники каждый год собираются в Одессе, чтобы помянуть погибших. Не стал исключением и нынешний год. По традиции накануне годовщины трагедии от морского вокзала отчалил катер, на воду спустили памятные венки - никто из 423 погибших не забыт.

…Летняя теплая ночь. На палубе огромного судна звучит музыка, в киносалоне готовятся к показу нового фильма, люди танцуют и веселятся - впереди несколько дней морского путешествия.

Катастрофа произошла на выходе из Цемейской бухты, что под Новороссийском. Самый крупный пароход на Черном море "Адмирал Нахимов"  (длина 174,3 м, ширина 21,02 м) получил мощнейший удар в правый борт от следовавшего в Новороссийск балкера "Петр Васев" (длина 184 м, ширина 28 м). Ситуацию усугубил тот факт, что трюм сухогруза был полон - судно везло 28 тысяч тонн ячменя. К тому же "Васев" имел выпуклую часть носа, так называемый бульб, позволяющий экономить на рейде топливо. Именно он, как консервный нож, вспорол борт круизного лайнера. Образовалась пробоина общей площадью около 80 кв. м, и "Нахимов" затонул в считаные минуты.   

"Из 423 утонувших  216 - "наши"

- Это казалось невероятным: махина размером с футбольное поле пошла на дно, как какой-то захудалый катерок! - вспоминал в разговоре с "КП" в Украине" бывший электромеханик лайнера Борис Морозов. - Семь минут - и все. То, что в эти страшные минуты творилось на палубе, невозможно забыть и тем более простить. Крепкие, сильные мужики кулаками и обломками стульев пробивали себе путь к спасению, не жалея ни женщин, ни детей. Неспроста ведь среди выживших потом прокатилась волна самоубийств  - те, кто запятнал себя чужими смертями, не смог с этим больше жить. 

- Так вышло, что делегация из Донецкой области была на корабле самой многочисленной, если сравнивать со всеми другими областями СССР. Всего нас отправилось в круиз 122 человека. Погиб каждый третий, а каждая вторая жертва была из Украины. Из 423 утонувших  216 - "наши",  - вспоминает Надежда Михайлова, пассажирка "Адмирала Нахимова". - Путешествие совпало с Днем шахтера, и традиционно многих передовиков угольных предприятий премировали  этой поездкой. Нам с мужем повезло, мы смогли спастись, а подруга с семьей утонула. 30 лет уже прошло, а картинка паники до сих пор стоит перед глазами, забыть не могу. 

Тем, кому посчастливилось выбраться из тонущего судна, еще предстояло побороться за жизнь в воде. Спасательные лодки с "Васева" спустили не сразу, а  из-за маневров тяжелейшего сухогруза было задавлено и порублено винтами несколько десятков человек. Специалисты отмечали и множественные нарушения техники безопасности. 

Сроки получили оба капитана

Виновных нашли быстро. Тогда особенно не церемонились и взяли под стражу двух капитанов: "Адмирала  Нахимова" - Вадима Маркова и "Петра Васева"  - Виктора Ткаченко. 

Было даже постановление ЦК КПСС - найти и строго наказать виновных. 

Спецкомиссию  возглавил жесткий и принципиальный будущий президент Азербайджана Гейдар Алиев.

Сейчас эксперты вспоминают - как такового следствия никто не проводил, опросили свидетелей, сделали заключение экспертной комиссии и на этом закончили. 

Суд был публичным и уже в марте 1987 года вынес приговор - оба виновны в равной степени и заслуживают максимального наказания - 15 лет заключения. 

На этом чистки не закончились. Вскоре после катастрофы был отправлен в отставку министр морского флота СССР, уволен начальник Черноморского морского пароходства, исключены из партии, уволены или получили взыскания другие видные чиновники пароходства и партийные руководители Одессы и области. 

КСТАТИ

"Петра Васева" порезали на металлолом совсем недавно

Сухогруз, протаранивший "Нахимова", после аварии отремонтировали, и он вновь вышел в море. Был переименован в "Подольск", потом ходил под флагом Мальты и Камбожди, назывался Myroessa и Orbit. В 2012 году он был списан и порезан на металлолом в Бангладеш. Любопытно, но корабли вновь "встречались" в 2003 году. Тогда сухогруз при заходе в Новороссийскую бухту сбавил ход у мыса Дооб. Именно здесь на глубине 47 метров до сих пор лежит "Адмирал Нахимов". 

В ТЕМУ

Судьба капитанов 

 

Вадим МАРКОВ, командовавший на "Нахимове", был освобожден по амнистии в 1992 году. Вернулся в Одессу и еще долгие годы работал капитаном-наставником по технике безопасности на пассажирских судах в Черноморском пароходстве.  Вел уединенный образ жизни, практически не показываясь на людях.

Оказавшись на свободе, он не дал ни одного интервью и ни разу публично не комментировал случившееся в 1986 году. Умер он 31 мая 2007 года после долгой болезни. 

 

Виктор ТКАЧЕНКО, руководивший командой "Петра Васева", после освобождения долгое время скрывался от родственников жертв катастрофы. Затем сменил фамилию на Тальор и эмигрировал в Израиль. Устроился там в частный яхт-клуб. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда - погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза. 

СУДЬБА

Валентина Пархоменко проработала на "Адмирале Нахимове" 18 лет. Фото: Cемейный архив Натальи Рождественской

Наталья РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: "Бабушку подняли на пятый день" 

"Моя бабушка, Пархоменко Валентина Николаевна, проработала на п/х "Адмирал Нахимов" 18 лет. В последние годы она работала там зав. камерой хранения. Я все детство, все школьные каникулы проводила на этом пароходе, знала каждый закоулочек, каждую ступеньку. Знала многих членов экипажа.

Еще утром 1 сентября 1986 г. никакой информации о трагедии не было, но слухи по Одессе расползлись очень быстро. И мой отец, который работал на заводе "Продмаш", не имеющем отношения к морю, позвонил домой примерно часов в 12 и сказал: якобы ходят слухи о том, что "Нахимов" затонул.

Моя мама заволновалась. Я же взяла трубку и позвонила в справочную Одесского морвокзала (его я знала наизусть, так как часто бегала встречать бабушку). В справочной мне ответили, что "Нахимов" стоит в Сочи. Но моя мама все равно была взволнована. Она нашла телефон отдела кадров ЧМП, и там уже ей ответили сжато и кратко: "Нахимов" затонул вблизи Новороссийска, списки погибших уточняются".

И все, мама разрыдалась и запричитала: "Ну почему же она (бабушка) не позвонит и не скажет, что у нее все в порядке?" Через 15 минут моя мама уже ехала в аэропорт. Из аэропорта она позвонила и сказала, что полетит самолетом в 14 часов с минутами... Весь вечер я ждала маминого звонка. Позвонила она только ночью и сказала: "Среди живых нет, среди мертвых нет". Каждый день она звонила, рассказывала, что и как...

Были и ложные надежды, наверное, рожденные родственниками тех, кого на тот момент еще не нашли. Говорили, будто бы внутри судна образовались воздушные пробки и там находятся живые люди и что водолазы слышат, как они стучат. Конечно же, была надежда, что бабушка именно среди этих людей. Но все это были только слухи.

Бабушку подняли на пятый день. Все пять дней мама ходила по рефрижераторам и среди трупов искала ее. Конечно, там были альбомы, можно было опознать и по фотографиям, но она боялась пропустить. После просмотра альбомов смотрела тела в рефрижераторах.

Мама приехала домой вся седая и постаревшая лет на 15! Она везла домой цинковый гроб. В Одессе после согласования с санэпидемстанцией нам разрешили его вскрыть возле дома (на кладбище уже было нельзя). 

Последним человеком, который видел мою бабушку, была бельевая, Зинаида Марчук. Они вдвоем стояли на прогулочной палубе, на Зинаиде Ивановне был надет спасательный жилет, а бабушка держала жилет в руках. Последними словами бабушки были: "Господи, что же это будет!" После этого вода хлынула на прогулочную палубу. Зинаида Ивановна очнулась, уже будучи в жилете, на воде. Ее спасли, а бабушку нашли на пятый день..."

Новости по теме: кораблекрушение История