Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

В чем сила, солдат?

В чем сила, солдат?
Фото: Наш Роман 30 дней отмаршировал на военном полигоне «Близнецы» в Запорожье. Фото: автор.
А пока все будет идти своим чередом: призывники разъедутся по частям, а на военных кафедрах вузов будут обучать военному делу студентов по так называемому упрощенному варианту. 
 
Военная кафедра - прекрасный способ убить двух зайцев: и университет закончить, и не тратить год после его окончания на военную подготовку. Фокус в том, что молодой боец проходит полный курс подготовки не за год, как в армии, а за два, включая месяц углубленного изучения практических аспектов защиты Родины в военной части (без проживания в казармах во время каникул). Самый интересный, разумеется, последний этап обучения - сборы. Наш корреспондент 30 дней отмаршировал на военном полигоне "Близнецы" в Запорожье.
 
Распорядок дня: все решила проверка
 
Поначалу мы ездили в часть на 8.00. Но потом, не знаю почему, нас решили собирать на час раньше. В 7.30 у нас было первое построение и завтрак. На прием пищи каждому взводу отводились считаные минуты: кто не успел - ходит голодный. После - еще одно построение и занятия с курсовыми офицерами до полудня. Нас делили на группы в зависимости от специализации - "артиллеристов" отправляли на учебный полигон (к ним относился и я), "водителей" - к машинам в боксы. Если раньше мы знакомились с  конструкцией пушки по картинкам в книжке, то сейчас увидели орудие вживую.   
 
Первые дни после обеда мы ничего не делали - валялись на траве. Главное при этом было - поменьше попадаться на глаза офицерам. Но вдруг, как гром среди ясного неба, - проверка из округа. Эта роковая случайность изменила наш распорядок дня, к которому мы уже успели привыкнуть. До обеда мы занимались, а с 13.00 до 18.00 приводили нашу часть в порядок. А именно - вручную вырывали траву на плацу под палящим солнцем. 
 
Питание: добру не пропадать
 
Кормили нас все время кашами - в основном пшеничной и так называемой "/16" (это комбинированная смесь, но из каких именно круп, я так и не смог разобраться). Иногда на ужин давали рис с жареным хеком. А еще постоянно была квашеная капуста: с утра, в обед, вечером. Постоянно! 
 
Меню офицеров было более разнообразным. На их столах, например, была такая роскошь, как колбаса.
 
А  еще раздражало то, что из приборов были только алюминиевые ложки - как будто мы не солдаты, а заключенные. Когда дома брал в руки вилку - чувствовал себя Человеком. 
Так солдаты с военной кафедры проводили первые дни после практических занятий в части. Фото: автор.
 
Стрельбы: вместо пушки - пулемет
 
За все время обучения на военной кафедре стреляли мы дважды: один раз из автомата, второй - вроде как из пушки (на самом деле из пулемета). 
 
В первом случае все выглядело так: под роспись офицеры выдали каждому из нас по 11 патронов. Раз двести нас предупредили о том, что если после стрельб не досчитаются хоть одной гильзы, то нас ждут серьезные разборки с военной прокуратурой. Кстати, хотя при нас солдаты-срочники что-то там косили, трава здесь была по колено, и, ложась на огневой рубеж, из-за нее не было видно мишени. К тому же автомат мы в руки взяли первый раз… 
 
- Когда нажимаете на курок, повторяйте про себя цифру "22", - говорили офицеры. - За это время вылетает 3-4 пули, не больше.
 
Но с перепугу большинство из нас выпускало за раз все 11 патронов. Происходило все настолько быстро, что даже трудно было понять, попал ли ты в мишень. 
 
Во время следующего нашего выезда на полигон мы имитировали выстрел из пушки. У нас-то на "Близнецах" из таких орудий стрелять нельзя, так что на пушке закрепили пулемет. Мы должны были прицелиться прямой наводкой, а вот на спусковой крючок нажимал уже сам офицер (наверное, после наших первых стрельб руководство решило не доверять нам такого ответственного задания). Потом мы смотрели в бинокль, попал ли наш выстрел в цель. Но расстояние до мишени большое, да и сама она походила на решето - столько раз в нее стреляли. Потому было неясно, попал ты в землю или в цель, но курсовые офицеры нас подбадривали. Говорили курирующим лейтенантам: "Разрыв вижу, попадание вижу, цель поражена".
 
Наказания: от плохой памяти спасет противогаз
 
К тому, что забывчивость для солдата - дело непозволительное, нас приучили еще в самом начале на теоретических занятиях. Забыл кепку? Ходи целый день в каске. В 30-градусную жару это не очень удобно. Так что к сборам кепок дома уже никто не забывал. 
 
Как только мы поступили в распоряжение офицеров части, у нас забрали прописные (документ, в котором значится, к какому военкомату прикреплен солдат) и выдали противогазы. Вообще-то мы рассчитывали получить фляги - нам их обещали. Но оказалось, что все фляги отдали срочникам, а нам не хватило. 
 
- Ничего - противогаз прикольнее! - подбадривали мы друг друга. 
 
Однако здесь был подвох. Мы поняли это дня через четыре. Офицеры использовали противогазы как универсальное средство от забывчивости. Вот на занятиях задают вопрос, а ты не помнишь ответа - надевай противогаз и сиди в нем, пока память не вернется. Здесь, кстати, мне повезло. Противогазы выдавали нам не по размеру, и мне попался очень большой. Я чувствовал себя в нем довольно комфортно. А парням, которым противогазы достались меньшего размера, было хуже. В общей сложности каждый из нас за два месяца обучения в военной части провел в противогазе не меньше часа. И каждый на собственном опыте убедился - это действительно отличное средство для улучшения памяти. 
 
Экзамены: главное - не схлопотать выговор
 
По завершении военной кафедры нужно сдать три экзамена. И все было бы хорошо, если б я не схлопотал перед этим строгий выговор. А случилось это вот как. До конца сборов оставалось дня три,  и все уже лень: и ехать к семи утра в часть, и с орудием одно и то же мусолить. А тут еще наш курсовой офицер заболел, и мы попали к другому преподавателю. Решили прогулять занятие - мол, он нас в лицо не знает, да и мы все в форме одинаковые. Но по возвращении в казарму наш взвод уже ждал курирующий офицер. Попало по первое число всем. Пришлось писать рапорты. Конечно, на моих результатах экзаменов это тоже сказалось. По одному из них я получил "4", по двум остальным "2". В итоге получилось "3", но я особо не расстраиваюсь.
 
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
 
Вспоминаю я свою службу с улыбкой, причем не саркастической, как некоторые могут подумать. При всех нюансах армия все же закаляет, дисциплинирует, а еще - дарит настоящих друзей. Но стремиться, конечно, есть к чему. Хотелось бы больше практики. Траву-то выдергивать я и у себя на даче могу попрактиковаться, а вот обращаться с оружием - нет. Потому, если сравнивать боевую подготовку, допустим, европейских солдат и наших, то мы явно проигрываем. Зато главное качество отечественного защитника Родины в том, что он сможет работать и воевать в любых условиях. 
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
 
4 12 000 грн. платят студенты разных факультетов, которые желают обучаться на военной кафедре, за питание и обучение;
4 750 грн. - пошив формы; 
4 3500 грн. - водительские права. 
Итого: 16 250 грн. 
 
КСТАТИ 
 
А как служится контрактникам? 
 
Мы в части встречали контрактников и интересовались, каково им в армии. 
 
- Такой халявной работы нет, наверное, нигде. Главное - не попадаться на глаза начальству, - сказал один из молодых профессиональных защитников Родины. - Вообще-то я водитель, но своей машины за полгода не видел ни разу. 
 
Зарабатывал он изначально как старший сержант 1800 грн. в месяц. Но к зиме у него будет 2400, а офицеры-контрактники (люди, которые приходят в армию уже имея оконченное высшее образование) со старта получают 2700 и через полгода уже имеют 3400 грн. 
 
А почему работа "халявная"? Потому что на езду топлива нет, а на стрельбу - патронов. Поэтому контрактник и не знает, где стоит машина, за которой он закреплен.