Правительство Италии решило провести, как бы спохватившись, месячную кампанию по легализации украинских граждан, которые находятся на территории государства незаконно. Постановление об этом утверждено декретом Совета министров от 6 июля 2012 года, а также подписано главой государства.
Легализовать будут не всех, а только тех мигрантов, чьи работодатели готовы заключить официальный трудовой контракт. Процесс выхода из тени начнется 15 сентября и закончится спустя месяц.
Ажиотажа вокруг этой затеи пока не наблюдается. А наши заробитчане, с которыми мы говорили, поголовно удивляются шумихе, поднятой вокруг "подарочной" легализации - ведь в последние годы это практически не было проблемой.
- Та волна заробитчан, которые уже ехали после 2001 года, легализовались быстрее и без проблем, через год-два, - объясняет 60-летняя пани Леся. - У меня, например, есть официальное право на работу. А первым нелегалам сделать это было непросто. Ведь украинцев в Италии в то время было очень много, и все искали работу. Какой же смысл работодателям было их легализировать, если недовольных можно было просто выбросить на улицу либо заменить другими? Сейчас свежего притока нелегальных заробитчан в Италию, по крайней мере из наших областей, нет. Какой смысл ехать в чужую страну на заработки, когда сами итальянцы сидят без работы? В легализации наши нуждались лет 10-13 назад, а не сейчас.
А вот что рассказала пани Оксана, выехавшая в Неаполь 10 лет назад:
- В Италии зарабатывали на жизнь не только я с мамой, но и мои двоюродные сестры, и сестры моего мужа. Могу сказать только одно: сейчас новой нелегальной волны остарбайтеров нет. Ехать в Италию на заработки без документов, без знания языка нет смысла. Работы при таком положении вещей во время кризиса там не найти. Поэтому никто и не едет. Большинство возвращается, даже имея легальную работу и документы. Многие предприятия в Италии закрываются, и люди остаются без средств.
Львовянка Ирина полгода назад вернулась из Италии домой. В городке, где она работала на швейной фабрике, было 10 таких предприятий, а осталось одно.
- Зарабатывала я там не особенно много - 850 евро в месяц. Но во Львове мне и такой работы не найти, - рассказывает молодая женщина. - Работа у меня была легальная, но я попала под сокращение. Придется посидеть дома и искать заработок в другой стране.
Люди подозревают, что легализацию могли затеять для того, чтобы позже выдворить из страны, так сказать, "лишнюю" рабочую силу. Дескать, уже такое было, когда после легализации проводили проверки - останавливали на улице и в метро, проверяли документы и депортировали. Или же правительство хочет наполнить бюджет взносами работодателей. Но не факт, что те захотят платить дополнительные деньги и пойдут на подписание договора с заробитчанами.