21 ноября
Загрузить еще

Улица к Бабьему Яру

Улица к Бабьему Яру
Фото: Ворота и контора Лукьяновского еврейского кладбища. Фото 1910 г.

Бывшая Загородная 

Ювеналий Мельников. 

Теперь улица Ювеналия Мельникова считается одной из центральных, от ее начала достаточно проехать одну остановку метро, чтобы оказаться у Золотых ворот или вблизи Крещатика. Но были времена, когда она упиралась в Бабий Яр уже за пределами городской черты, в летописном пригородном урочище Дорогожичи. В первой половине XIX века ее так и называли - Загородная улица. Потом, в 1869 году, улица стала Большой Дорогожицкой. Постепенно она утрачивала свой пустынный и необжитой вид. В различных ее кварталах появлялись обычные жилые дома и барские коттеджи, сады и скверы, благотворительные заведения и солдатские казармы. 

Заметное место в застройке Большой Дорогожицкой занимали учебные заведения. Так, в 1907 году в здании на ее четной стороне разместилась фельдшерско-акушерская школа для пополнения персонала губернской Кирилловской больницы. При школе действовала амбулатория, где преподаватели принимали малоимущую публику, а ученики помогали им. Назначение дома с тех пор не изменилось: ныне здесь, по улице Мельникова, 14, находится медицинский колледж. 

На противоположной стороне в 1912-1913 годах был выстроен корпус 6-й городской гимназии, известной под названием "Киево-Лукьяновская". В 1920-е годы ее помещение некоторое время занимала трудовая школа, где вел уроки украинского языка известный писатель Степан Васильченко. А теперь бывшее гимназическое здание по Мельникова, 79, занято подразделениями Национального экономического университета имени Вадима Гетьмана. 

Кладбище - под спорт и телевидение

Уже возле самого яра по обе стороны прежней Большой Дорогожицкой отвели земельные участки под кладбища. Слева хоронили нижних чинов Киевского гарнизона, а справа за кирпичной оградой разместилось Лукьяновское еврейское кладбище с десятками тысяч погребений. В 1962 году, однако, иудейский некрополь был официально упразднен решением горисполкома. Лишь небольшую часть захоронений удалось перенести на другие кладбища, остальные были уничтожены. 

В дальнейшем на значительной части кладбищенской территории вырос аппаратно-студийный комплекс Республиканского телецентра. Архитектор Александр Комаровский и другие специалисты "Киевпроекта" придали ему вид нацеленного в небо карандаша высотой свыше 90 метров. 24-этажный небоскреб на Мельникова стал одним из важнейших узлов медийного пространства, отсюда по Украине и за ее пределы разлетелось множество телепередач. Но громадное здание по Мельникова, 42, по сути, стоит на человеческих костях. 

По соседству, под № 44, уцелел корпус бывшей кладбищенской конторы. Прилегающая к нему часть некрополя после ликвидации могил отошла под спортивный комплекс. Сама контора, в которой когда-то регистрировали места погребения, на многие годы стала тренировочной базой. Но теперь, незадолго до 75-й годовщины самых жестоких нацистских злодеяний в Киеве, старинная постройка передана Национальному историко-мемориальному заповеднику "Бабий Яр". 

Дом на углу улиц Мельникова и Пугачева. Фото: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ

Свидетель трагического шествия

Угол улиц Мельникова и Пугачева отмечен граненой башенкой над солидным жилым домом. Его строили перед самой войной для личного состава Днепровской военной флотилии. Интересно, что автором проекта был известный архитектор Сергей Григорьев, придавший нынешний облик зданию бывшего штаба военного округа - теперь Администрации президента на Банковой. Командование флотилии рассчитывало получить целый комплекс между улицами Мельникова и Герцена, но до нападения гитлеровцев удалось возвести только одно угловое строение. 

А затем из окон этого здания можно было наблюдать, как шли в Бабий Яр многие тысячи мирных жителей, подчинившихся приказу оккупантов: "Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбища)". Неподалеку, у развилки нынешних Мельникова и Дорогожицкой, было устроено проволочное заграждение. Для тех, кого заводили внутрь, начинался самый последний путь, возврата оттуда уже не было… Теперь близ этого места стоит символическая бетонная стела "Дорога к смерти", установленная в 2011 году.

Здание аппаратно-студийного комплекса. Фото: Михаил КАЛЬНИЦКИЙ

КСТАТИ

Организатор "Лукьяновского клуба" 

Свое нынешнее название улица Мельникова получила в 1920-е годы в память о социал-демократе конца позапрошлого века Ювеналии Мельникове. Потомок казацкого рода с Черниговщины (его дед носил фамилию Мельник) Ювеналий Дмитриевич освоил несколько рабочих специальностей - и в то же самое время увлекся марксистской литературой. Полное бесправие тружеников перед произволом работодателей возмущало его, и Мельников взялся за организацию рабочих кружков. Одно из таких сообществ под названием "Лукьяновский клуб" было создано им в Киеве на Большой Дорогожицкой улице в одноэтажном домишке (не сохранился). Как раз тогда, в 1890-е годы, Мельников благодаря своему умению и сноровке был привлечен к монтажу электрического освещения в центре Киева. Под видом школы-мастерской, где простые работяги действительно могли научиться токарному или слесарному делу, он активно вел на Лукьяновке просветительскую работу. Ювеналий Мельников разъяснял рабочим, что они не быдло, и если будут действовать решительно и сплоченно, то смогут принудить хозяев к улучшению условий труда. Люди расправляли плечи, требовали достойной зарплаты, сокращения рабочего дня, организовывали стачки - и нередко добивались своего. Однако в 1896 году агитатора, опасного для царского режима, арестовали. В дальнейшем он был выслан в Астрахань и в 1900-м скончался от легочной болезни.

Казалось бы, царские власти загнали Ювеналия Мельникова в могилу задолго до преступлений большевистского тоталитаризма. Тем не менее в последние годы нередко звучат призывы отказаться от "идейно чуждого" названия улицы Мельникова. Но, если разобраться, так ли уж это необходимо? Ведь старинное наименование "Дорогожицкая" давно уже присвоено другой, смежной магистрали. Сама улица Мельникова именно под нынешним названием вошла в историю как арена трагических событий 29-30 сентября 1941 года. И к тому же память о человеке, собственноручно залившем Крещатик электрическими огнями и самоотверженно просвещавшем киевских тружеников, вполне достойна сохранения на планах города.