Загрузить еще

Первый супердоходный дом

Первый супердоходный дом
Фото: Здание на Крещатике, 41, в начале 1890-х гг.

Фотограф с полувековым стажем

На старинных изображениях Крещатика, датированных второй половиной XIX века, центральная улица Киева вовсе не поражает высотой и пышностью зданий. Здесь не редкостью были скромно оформленные одно- и двухэтажные дома. Но уже в начале 1870-х среди них возвышался массивный, украшенный скульптурой и увенчанный башнями четырехэтажный корпус. В свое время киевляне называли его "дом де-Мезера".

Имя Франца де-Мезера хорошо известно тем, кто интересуется старыми киевскими фотоснимками. Его фотографическое ателье, основанное в конце 1865 года, много лет пользовалось доброй славой.

Франц Казимирович происходил из шляхетского семейства на Волыни. Он обучался живописи в столичной Академии художников, потом поселился в Киеве и некоторое время занимал должность преподавателя рисования в Институте благородных девиц. Но наибольшую популярность он обрел как фотограф, мастер качественных снимков. Ателье де-Мезера выполняло многочисленные фотопортреты различных форматов. Среди произведений мастера были и прекрасные виды старого Киева, сведенные в большие альбомы. 

В 1895 году пресса сообщила о праздновании 30-летнего юбилея фирмы де-Мезера, подчеркнув, что он остался "последним из могикан" - единственным практикующим фотографом из тех, кто начинали в Киеве это дело. Но Франц Казимирович не собирался уходить на покой, и в 1915-м почтенный мастер успел еще отметить 50-летие своей фирмы. Скончался он в глубокой старости в 1922 году.

Франца де-Мезера называют самым богатым фотографом Киева всех времен. 

Строили итальянцы

Располагая некоторым достатком, знаменитый фотограф и его жена Алина Адамовна в 1871 году решили вложить деньги в крупную недвижимость. Они приобрели участок на Крещатике (№41 по тогдашней нумерации - теперь место перед правым крылом известной высотки с бывшим кинотеатром "Дружба"). 

В следующем году там началось возведение обширного доходного здания с флигелем в тылу - едва ли не самого крупного в то время доходного комплекса в центре города. Новым для Киева стало весьма пышное оформление главного фасада по мотивам ренессанса и барокко. Известно, что де-Мезеры пригласили строителей-итальянцев: их заказ выполняла фирма Себастьяна Куртоло и Доминико Перинни. 

Не забывая о своей профессии фотографа, Франц де-Мезер увековечил ход работ.  Снимки, которые он выполнил летом 1872 года, уцелели в архиве. Это, по-видимому, самые старые документальные изображения процесса жилищного строительства в Киеве.

Чтобы собрать необходимую сумму, де-Мезеры заняли 100 тысяч рублей в одном из киевских банков - Обществе взаимного кредита. Истратив все деньги, они рассчитывали на увеличение кредита - ведь дом был уже почти готов. Однако Общество взаимного кредита отказалось пойти им навстречу. Его руководителей смущала новизна вопроса. Уже потом, в конце XIX и начале ХХ столетия, банки охотно кредитовали доходное строительство, поставив это дело на поток. А 140 лет назад Общество взаимного кредита, очевидно, просто побоялось давать деньги должнику, и без того взявшему немалую сумму: а вдруг проект не окупится? В то же время Общество-кредитор не позволяло должнику закладывать недостроенный дом еще у кого-то.

Кончилось это для де-Мезеров плачевно. В 1873 году они как-то ухитрились закончить строительство. На некоторых фотоснимках той поры Франц Казимирович проставлял адрес ателье: "Крещатик, дом де-Мезера". Но рассчитаться с долгами так и не удалось. Кредиторы подали ко взысканию, и усадьбу в 1874 году выставили на торги, а ее владельцев признали несостоятельными должниками. Хорошо еще, что все документы на дом и участок были оформлены только на Алину де-Мезер. Благодаря этому фотографическое заведение осталось в распоряжении ее мужа - оно только перебралось в другой дом на Крещатике.

Рекламная виньетка де-Мезера на французском языке.

Из рук в руки

Бывшее домовладение де-Мезеров купил с торгов Полтавский земельный банк. Позже оно перешло в руки купца Николая Лучинского. Он получал с доходного дома немалые прибыли - как от жильцов, так и благодаря аренде помещений магазинов, занимавших весь первый этаж.

На фотоснимке здания начала 1890-х видна целая вереница вывесок. Здесь находились книжный магазин, частная библиотека Слухаевского, часовой магазин и мастерская Робичека, заведения по продаже "американского оружия" и "финляндских полотен". На одной из вывесок можно прочесть фамилию Фанкони - но это не кофейня (как в Одессе), а обувной магазин. Было здесь и торговое заведение самого домовладельца Лучинского - магазин металлических изделий и ламп.   

Потом здание перекупил богатый инженер Илиодор Сибиряков, а от него оно перешло к известному киевскому бизнесмену и филантропу Михаилу Дегтереву. Когда же на исходе 1898 года Дегтерев скончался, его доходный дом наряду с другой недвижимостью был завещан городу - в обеспечение деятельности известной Дегтеревской богадельни, которую выстроили на оставленный тем же меценатом капитал. С тех пор дом оставался городской собственностью... 

В советское время на нижнем этаже здания по-прежнему размещались магазины (музыкальных инструментов и военно-спортивных товаров). Но взрывы и пожары 1941 года, уничтожившие большинство зданий старого Крещатика, не пощадили и первого "супер-пупер" роскошного здания. От него остались руины, которые потом разобрали... 

КСТАТИ 

Снимал королеву Греции

Фотографическое дело, которым занимался в Киеве де-Мезер, могло приносить неплохие прибыли, но в этом бизнесе создалась изрядная конкуренция. Чтобы оттеснить соперников и полвека оставаться среди лидеров, нужны были, помимо художественного и технического мастерства, еще и рекламные ухищрения. 

Любой фотоснимок в то время служил маленькой рекламой, потому что мастера обычно наклеивали его на картонку, оборотную сторону которой занимала виньетка со сведениями о фирме. Здесь приводили дату основания фотоателье, изображения медалей с разных выставок и т. п. У де-Мезера не было недостатка в подобных регалиях. Он мог козырнуть и царскими благодарностями, и официальным статусом фотографа Университета Святого Владимира в Киеве, а со временем обзавелся званием "фотографа двора Ее Величества королевы эллинов". Оно было пожаловано ему за успешное выполнение заказов жены греческого короля Георга - напомним, что "королева эллинов" Ольга происходила из Романовых и была племянницей русского царя Александра II.