Очевидец запуска первого трамвая в Киеве:  Дамы стонут и охают, но никто не обращает внимания

Очевидец запуска первого трамвая в Киеве: "Дамы стонут и охают, но никто не обращает внимания"

Вагоны электрического трамвая на Подоле. Фото 1892 г.

ВОПРЕКИ МАЛОВЕРАМ И ЗАВИСТНИКАМ 

На исходе XIX столетия транспортная связь центра с окраинами стала жизненным вопросом для Киева. Но решение его осложнялось спе­цифическим гористым рельефом "матери городов русских". Сравнительно легкие конные экипажи еще могли преодолеть крутизну Андреевского спуска или Круглоуниверситетской улицы, однако для какого-нибудь омнибуса, заполненного людьми, эта задача становилась уже непосильной. 

Городские власти долго искали бизнесмена, который мог бы разобраться с транспортной головоломкой. В конце концов таким человеком стал военный инженер Аманд Струве. В Киеве его уже знали как специалиста, чье слово не расходилось с делом. Когда в 1889 году Струве выразил готовность взяться за создание общественного транспорта, "отцы города" согласились заключить с ним контракт. Год спустя инженер основал акционерное общество, чтобы привлечь инвестиции для своего проекта. 

На первых, сравнительно ровных маршрутах, введенных в эксплуатацию в 1891 году, ходили еще конные вагоны. Для более наклонных участков в феврале 1892-го уже были опробованы паровые трамваи. Но они немилосердно грохотали и дымили. Однако Струве не зря включил в контракт условие о том, что по согласию с городским управлением допускается "употребление парового или иной системы двигателя вместо конного". Аманд Егорович успел изучить преимущества первого в Европе электрического трамвая - берлинского, курсировавшего с 1881 года. А потому решился стать первопроходцем и ввести практичный электротранспорт в Российской империи. 

Конечно, не все с ходу готовы были принять эту новинку. Так, среди обывателей циркулировали леденящие душу слухи - например о том, что рельсы при малейшем прикосновении могут поразить человека током. Кстати, подобные толки охотно распространяли извозчики, которые видели в новом транспорте опасного конкурента. Службы телефона и телеграфа требовали гарантии, что прокладка контактных проводов не внесет помех в работу связи... Но все же опытный инженер-бизнесмен настоял на своем. 

Военный инженер Аманд Егорович Струве. 

После этого курс акций "Киевской городской железной дороги", как в ту пору называли трамвай, начал стремительно расти. Благодаря передовой постановке дела трамвай стал едва ли не самым эффективным и рентабельным предприятием в Киеве. 

ВАВИЛОН НА КОЛЕСАХ

Первые испытания трамвая новой системы были проведены в мае 1892 года на пробном участке вдоль довольно-таки крутого Александровского (Владимирского) спуска. Они принесли позитивный результат. В июне того же года началось пассажирское движение электротрамвая между нынешними Контрактовой и Европейской площадями. 

Ажиотаж среди желающих проехаться по первому маршруту был невероятный. На конечных остановках люди часами ждали своей очереди! Поначалу электрических вагонов ходило немного, а каждый из них был рассчитан всего на 22 пассажира. Как выразился фельетонист газеты "Киевлянин", "здесь выходит что-то вроде вавилонского столпотворения". 

Подробности "столпотворения" в фельетоне выглядели весьма живописно: "Толпа. Ждут. Лица злобные и решительные. Кулаки сжаты с твердой решимостью ткнуть в бок каждого, кто сделает попытку выдвинуться вперед и занять более выгодную позицию. Дамы стонут и охают, чувствуя себя в положении творога, положенного под камень; но на эти жалобные охи никто не обращает внимания. Наконец приходит вагон. Движение. Писк. Визг. Брань. Ссора. Вход открывается. Сугубое движение. Сугубый писк, визг и трегубая брань. Наконец из толпы, как бомба, вылетает на подножку дама. Она растерзана, лицо в пятнах, шляпа на затылке или на носу. Кондуктор хватает ее и бросает в вагон. Потом опять кто-нибудь летит таким же порядком, и кондуктор таким же порядком хватает его и бросает в вагон. Впечатление такое, будто кондуктор бросает поленья в топку паровоза. Вагон наполняется и уходит. Толпа остается и ждет…"

Впрочем, со временем пассажиров, привлекаемых одним лишь любопытством, стало гораздо меньше. Между тем трамвайное общество энергично прокладывало новые линии, закупало новые вагоны - и "вавилонское столпотворение" уже не портило впечатления от поездок.

ИЗ ТРАМВАЕВ СЫПАЛСЯ ПЕСОЧЕК 

Для безаварийной эксплуатации "городской железной дороги" следовало предвидеть много нюансов. Так, существовал риск, что в дождливую погоду вагоны будут "куксовать", то есть скользить по наклонным рельсам даже тогда, когда колеса полностью заторможены.

Еще, когда речь шла о паровых трамваях, была преду­смотрена следующая мера безопасности: "Для надлежащего сцепления колес паровоза с рельсами, при всяком состоянии погоды, к паровозам должны быть прикреплены ящики с песком для подсыпки оного под колеса паровоза". В конструкции электрических трамваев тоже имелись такие ящики. 

Памятный знак на Владимирском спуске в честь первого трамвая (2002 г.).

Тем не менее в 1897 году все же случилась авария на рельсах возле памятника графу Бобринскому на Бибиковском бульваре (теперь бульвар носит имя Тараса Шевченко, а на месте сиятельного сахарозаводчика возвышается конная статуя Щорса). 

В ту пору киевские трамваи ходили по одноколейным путям, дожидаясь встречных вагонов на специальных разъездах. И вот водитель вагона, спускавшегося по бульвару в направлении вокзала, увидел встречный трамвай и начал тормозить, чтобы задержаться на разъезде. Было мокро, и машина "закуксовалась". Водитель применил приспособление для подсыпки песка, но не тут-то было - его трамвай как раз вписывался в поворот, поэтому песок просыпался мимо рельс. И машина продолжала ползти вниз до столкновения... 

Жертв, к счастью, не было. Однако на будущее руководство трамвайного общества приняло решение - около каждого закругления рельс поставить по дежурному с ведром песка.

Фото автора. 

КСТАТИ 

На среднее "седалище" киевлянина отвели полметра 

Из нормативов, предусмотренных соглашением Аманда Струве с Киевской городской управой (1889 г.): 

Ширина проезжей части улицы и мостов при одном пути должна быть не меньше 6 сажен (это 12,8 м) и при двух путях не меньше 8 сажен (около 17 м).

Рельсовые пути должны быть уложены в одном уровне с мостовыми улиц и не представлять затруднений как для экипажей при переезде, так и для сточных вод. 

При утверждении типа вагонов определяется число мест в оных с таким расчетом, чтобы на каждого пассажира приходилось в летнее время вдоль скамьи 10,5 вершков (46,2 см). 

Пассажирское движение должно производиться рысью не свыше 12 верст в час (примерно 12,8 км)... Наименьшая средняя скорость пассажирского движения между конечными разъездами каждой линии должна быть не менее 7 верст в час (около 7,5 км). 

Политика

Григорий Котовский:  бессарабский Робин Гуд  или  Атаман Ада ?
Григорий Котовский: "бессарабский Робин Гуд" или "Атаман Ада"? 505 1

24 июня исполняется 137 лет со дня рождения одной из самых противоречивых политических фигур советского времени.

Народный депутат: Вселенский Патриарх считает, что ни о каком признании раскольников речи быть не может 609 1

Балух написал письмо Порошенко: Хотел бы уберечь Украину от зеркального ответа агрессору
Балух написал письмо Порошенко: Хотел бы уберечь Украину от зеркального ответа агрессору [фото] 506 2

Задержанный в Крыму украинский активист признался, что не голосовал за нынешнего президента.

Происшествия

В Полтаве  Нива  утонула в пруду вместе с водителем
В Полтаве "Нива" утонула в пруду вместе с водителем [видео] 791

Пассажирке автомобиля удалось спастись.

СБУ: в Харькове женщина хотела взорвать памятник УПА
СБУ: в Харькове женщина хотела взорвать памятник УПА [фото] 1417 9

Многострадальный памятный знак находится в 100 метрах от отделения милиции.

Росавиация объяснила, почему задымился самолет с болельщиками ЧМ-2018 из Перу
Росавиация объяснила, почему задымился самолет с болельщиками ЧМ-2018 из Перу [фото, видео] 617

На борту самолета UTair было 70 гостей Чемпионата мира по футболу.

Экономика

В Украине запустили систему оплаты товаров отпечатком пальца
В Украине запустили систему оплаты товаров отпечатком пальца 462 2

Технология, которая в ближайшей перспективе может заменить привычные пластиковые карточки уже запущена в пилотном режиме Приватбанком, Ощадбанк - на очереди.

В Польше работает миллион украинцев, однако пенсию из них сможет получать лишь каждый третий, - Рева
В Польше работает миллион украинцев, однако пенсию из них сможет получать лишь каждый третий, - Рева 654 2

Сегодня в Польше работает один миллион украинцев, однако в пенсионной системе из них зарегистрированы только 300 тысяч человек

Что будет с долларом на следующей неделе
Что будет с долларом на следующей неделе 785 1

Эксперты говорят о стабилизации курса вблизи текущих значений.

Общество

Как выпускнику правильно рассчитать средний балл аттестата и не запутаться
Как выпускнику правильно рассчитать средний балл аттестата и не запутаться 219

Министерство образования и науки не перестает пугать абитуриентов в 2018 году, а заодно и их родителей.

Кашель? Примите полкило черешни!
Кашель? Примите полкило черешни! 374

Королева летних ягод - черешня - плод с историей и "аптечной" пользой.

70 туристов на все выходные застряли в киевском аэропорту
70 туристов на все выходные застряли в киевском аэропорту 675

Несколько рейсов в Тунис перенесли на три дня.

Светская хроника и ТВ

4-летняя дочь Аллы Пугачевой отчитала маму:  Ты сама себе делаешь плохо!
4-летняя дочь Аллы Пугачевой отчитала маму: "Ты сама себе делаешь плохо!" [видео] 5838

Лиза недовольна тем, что мама не ходит с ними купаться в полезное соленое море.

 Руки-базуки  Терешин рассказал про оргию и пьяную Бузову
"Руки-базуки" Терешин рассказал про оргию и пьяную Бузову 2592 1

Синтоловый "качок" мечтает интимных отношений с телеведущей и начинающей певицей Ольгой Бузовой и не против поучаствовать в оргии.

В США умер поэт Наум Коржавин
В США умер поэт Наум Коржавин 452 2

Писатель скончался в возрасте 92 лет в городе Чапел-Хилле (штат Северная Каролина, США).

Спорт

Кроос спас Германию от вылета с чемпионата мира
Кроос спас Германию от вылета с чемпионата мира [Видео] 266 2

Гол полузащитника на 95-й минуте матча со Швецией принес команде первую победу на турнире и возможность бороться за плей-офф

Сербия - Швейцария: сербом по Граниту
Сербия - Швейцария: сербом по Граниту 513

Проигрывая после первого тайма, Гранит Джака и Джердан Шакири забили по голу - и принесли победу своей команде.

Украинский 19-летний вратарь Лунин подписал контракт с мадридским  Реалом
Украинский 19-летний вратарь Лунин подписал контракт с мадридским "Реалом" 504

Молодой талант проведет в составе королевского клуба шесть лет.