Очевидец запуска первого трамвая в Киеве:  Дамы стонут и охают, но никто не обращает внимания

Очевидец запуска первого трамвая в Киеве: "Дамы стонут и охают, но никто не обращает внимания"

Вагоны электрического трамвая на Подоле. Фото 1892 г.

ВОПРЕКИ МАЛОВЕРАМ И ЗАВИСТНИКАМ 

На исходе XIX столетия транспортная связь центра с окраинами стала жизненным вопросом для Киева. Но решение его осложнялось спе­цифическим гористым рельефом "матери городов русских". Сравнительно легкие конные экипажи еще могли преодолеть крутизну Андреевского спуска или Круглоуниверситетской улицы, однако для какого-нибудь омнибуса, заполненного людьми, эта задача становилась уже непосильной. 

Городские власти долго искали бизнесмена, который мог бы разобраться с транспортной головоломкой. В конце концов таким человеком стал военный инженер Аманд Струве. В Киеве его уже знали как специалиста, чье слово не расходилось с делом. Когда в 1889 году Струве выразил готовность взяться за создание общественного транспорта, "отцы города" согласились заключить с ним контракт. Год спустя инженер основал акционерное общество, чтобы привлечь инвестиции для своего проекта. 

На первых, сравнительно ровных маршрутах, введенных в эксплуатацию в 1891 году, ходили еще конные вагоны. Для более наклонных участков в феврале 1892-го уже были опробованы паровые трамваи. Но они немилосердно грохотали и дымили. Однако Струве не зря включил в контракт условие о том, что по согласию с городским управлением допускается "употребление парового или иной системы двигателя вместо конного". Аманд Егорович успел изучить преимущества первого в Европе электрического трамвая - берлинского, курсировавшего с 1881 года. А потому решился стать первопроходцем и ввести практичный электротранспорт в Российской империи. 

Конечно, не все с ходу готовы были принять эту новинку. Так, среди обывателей циркулировали леденящие душу слухи - например о том, что рельсы при малейшем прикосновении могут поразить человека током. Кстати, подобные толки охотно распространяли извозчики, которые видели в новом транспорте опасного конкурента. Службы телефона и телеграфа требовали гарантии, что прокладка контактных проводов не внесет помех в работу связи... Но все же опытный инженер-бизнесмен настоял на своем. 

Военный инженер Аманд Егорович Струве. 

После этого курс акций "Киевской городской железной дороги", как в ту пору называли трамвай, начал стремительно расти. Благодаря передовой постановке дела трамвай стал едва ли не самым эффективным и рентабельным предприятием в Киеве. 

ВАВИЛОН НА КОЛЕСАХ

Первые испытания трамвая новой системы были проведены в мае 1892 года на пробном участке вдоль довольно-таки крутого Александровского (Владимирского) спуска. Они принесли позитивный результат. В июне того же года началось пассажирское движение электротрамвая между нынешними Контрактовой и Европейской площадями. 

Ажиотаж среди желающих проехаться по первому маршруту был невероятный. На конечных остановках люди часами ждали своей очереди! Поначалу электрических вагонов ходило немного, а каждый из них был рассчитан всего на 22 пассажира. Как выразился фельетонист газеты "Киевлянин", "здесь выходит что-то вроде вавилонского столпотворения". 

Подробности "столпотворения" в фельетоне выглядели весьма живописно: "Толпа. Ждут. Лица злобные и решительные. Кулаки сжаты с твердой решимостью ткнуть в бок каждого, кто сделает попытку выдвинуться вперед и занять более выгодную позицию. Дамы стонут и охают, чувствуя себя в положении творога, положенного под камень; но на эти жалобные охи никто не обращает внимания. Наконец приходит вагон. Движение. Писк. Визг. Брань. Ссора. Вход открывается. Сугубое движение. Сугубый писк, визг и трегубая брань. Наконец из толпы, как бомба, вылетает на подножку дама. Она растерзана, лицо в пятнах, шляпа на затылке или на носу. Кондуктор хватает ее и бросает в вагон. Потом опять кто-нибудь летит таким же порядком, и кондуктор таким же порядком хватает его и бросает в вагон. Впечатление такое, будто кондуктор бросает поленья в топку паровоза. Вагон наполняется и уходит. Толпа остается и ждет…"

Впрочем, со временем пассажиров, привлекаемых одним лишь любопытством, стало гораздо меньше. Между тем трамвайное общество энергично прокладывало новые линии, закупало новые вагоны - и "вавилонское столпотворение" уже не портило впечатления от поездок.

ИЗ ТРАМВАЕВ СЫПАЛСЯ ПЕСОЧЕК 

Для безаварийной эксплуатации "городской железной дороги" следовало предвидеть много нюансов. Так, существовал риск, что в дождливую погоду вагоны будут "куксовать", то есть скользить по наклонным рельсам даже тогда, когда колеса полностью заторможены.

Еще, когда речь шла о паровых трамваях, была преду­смотрена следующая мера безопасности: "Для надлежащего сцепления колес паровоза с рельсами, при всяком состоянии погоды, к паровозам должны быть прикреплены ящики с песком для подсыпки оного под колеса паровоза". В конструкции электрических трамваев тоже имелись такие ящики. 

Памятный знак на Владимирском спуске в честь первого трамвая (2002 г.).

Тем не менее в 1897 году все же случилась авария на рельсах возле памятника графу Бобринскому на Бибиковском бульваре (теперь бульвар носит имя Тараса Шевченко, а на месте сиятельного сахарозаводчика возвышается конная статуя Щорса). 

В ту пору киевские трамваи ходили по одноколейным путям, дожидаясь встречных вагонов на специальных разъездах. И вот водитель вагона, спускавшегося по бульвару в направлении вокзала, увидел встречный трамвай и начал тормозить, чтобы задержаться на разъезде. Было мокро, и машина "закуксовалась". Водитель применил приспособление для подсыпки песка, но не тут-то было - его трамвай как раз вписывался в поворот, поэтому песок просыпался мимо рельс. И машина продолжала ползти вниз до столкновения... 

Жертв, к счастью, не было. Однако на будущее руководство трамвайного общества приняло решение - около каждого закругления рельс поставить по дежурному с ведром песка.

Фото автора. 

КСТАТИ 

На среднее "седалище" киевлянина отвели полметра 

Из нормативов, предусмотренных соглашением Аманда Струве с Киевской городской управой (1889 г.): 

Ширина проезжей части улицы и мостов при одном пути должна быть не меньше 6 сажен (это 12,8 м) и при двух путях не меньше 8 сажен (около 17 м).

Рельсовые пути должны быть уложены в одном уровне с мостовыми улиц и не представлять затруднений как для экипажей при переезде, так и для сточных вод. 

При утверждении типа вагонов определяется число мест в оных с таким расчетом, чтобы на каждого пассажира приходилось в летнее время вдоль скамьи 10,5 вершков (46,2 см). 

Пассажирское движение должно производиться рысью не свыше 12 верст в час (примерно 12,8 км)... Наименьшая средняя скорость пассажирского движения между конечными разъездами каждой линии должна быть не менее 7 верст в час (около 7,5 км). 

Политика

17-18 ноября Климкин будет в Канаде
17-18 ноября Климкин будет в Канаде 18

Министр иностранных дел Украины будет участвовать в Галифакском международном форуме по безопасности.

Полторак уволил из ВСУ секретаря Минобороны
Полторак уволил из ВСУ секретаря Минобороны 369

Министр обороны Украины отправил в отставку генерал-полковника Александра Дубляна.

В работе  Укравтодора  обнаружили нарушений на 190 миллионов гривен
В работе "Укравтодора" обнаружили нарушений на 190 миллионов гривен 139

Государственная аудиторская служба провела аудит выполнения бюджетных программ за 2015-2017 годы.

Происшествия

Умер пограничник, сбитый машиной контрабандиста на Закарпатье
Умер пограничник, сбитый машиной контрабандиста на Закарпатье 311

Вадим Березенский был майором и начальником отдела пограничной службы "Деловое".

В Чечне смертница взорвала себя у поста полиции
В Чечне смертница взорвала себя у поста полиции [видео] 313

Жертв среди силовиков и мирного населения нет - террористка не успела дойти до КПП.

В аэропорту Таиланда застряли 300 украинцев
В аэропорту Таиланда застряли 300 украинцев 290 1

В дело обещали вмешаться украинские дипломаты.

Экономика

Bloomberg: санкции замедлили рост ВВП России на 6 процентов
Bloomberg: санкции замедлили рост ВВП России на 6 процентов 190

Также по российской экономике ударило падение цен на нефть.

Причина увольнения:  Он был недостаточно счастлив на рабочем месте
Причина увольнения: "Он был недостаточно счастлив на рабочем месте" 1861 8

Холдинг куриного олигарха Косюка следит за эмоциями и весом сотрудников и "перемещает" толстых и несчастливых.

Нефть подешевела на четверть: Как это скажется на курсе, ценах и экономике
Нефть подешевела на четверть: Как это скажется на курсе, ценах и экономике 1007

Нынешнее падение цен называют самым большим с 2015 года.

Общество

В США запустили ракету, созданную при помощи Украины
В США запустили ракету, созданную при помощи Украины [видео]

Главная конструкция первой ступени ракеты разработана конструкторским бюро "Южное" и изготовлена на "Южном машиностроительном заводе им. Макарова".

Что должно быть на новогоднем столе-2019
Что должно быть на новогоднем столе-2019

Блюд из свинины лучше избегать и лишь оформить приготовления в виде символа наступающего года.

Гороскоп здоровья на ноябрь от астролога Хаяла Алекперова
Гороскоп здоровья на ноябрь от астролога Хаяла Алекперова 94

Известный экстрасенс рассказал, как сберечь в целости тело и дух.

Светская хроника и ТВ

Стала известна дата похорон Евгения Осина
Стала известна дата похорон Евгения Осина 194

Продюсер группы "Ласковый май" Андрей Разин сообщил, что у певца был цирроз печени.

СМИ назвали причину смерти Евгения Осина
СМИ назвали причину смерти Евгения Осина 1324 1

В течение недели музыкант не выходил из запоя.

Умер певец Евгений Осин
Умер певец Евгений Осин 1722 2

Музыкант скончался в Москве в возрасте 54 лет.

Спорт

Андрей Шевченко назвал причины поражения сборной Украины
Андрей Шевченко назвал причины поражения сборной Украины 881

Главный тренер украинской сборной заявил, что наши футболисты в первом тайме много ошибались, играли длинными передачами

Словакия – Украина: дебюты, травмы и феерия голов
Словакия – Украина: дебюты, травмы и феерия голов 668 1

Сегодня в рамках Лиги наций сборная Словакии разгромно победила сборную Украины.

В Кременце попрощались с чемпионом мира по армрестлингу
В Кременце попрощались с чемпионом мира по армрестлингу [фото] 1900

Андрей Пушкарь погиб по дороге в аэропорт, сегодня он должен был быть на соревнованиях в Польше.