Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Илья Муромец работал начальником заставы

Илья Муромец работал начальником заставы
Фото: Могучий богатырь на самом деле был не выше 180 см.

Вылечили волхвы

О существовании Ильи Муромца сохранилось множество упоминаний как в отечественных, так и в зарубежных источниках. Но понять, где правда, а где вымысел, достаточно сложно. Но все же большинство историков сходятся во мнении, что богатырь - персона реальная, и большую часть своей жизни он провел в стольном граде Киеве во времена княжения Владимира Великого.

Свою фамилию Илья получил за то, что принадлежал к племени муромов, которые проживали северо-восточнее Киева и славились особой силой и выносливостью.

Один из самых таинственных эпизодов в биографии Ильи Муромца - его чудесное исцеление от болезни, из-за которой он тридцать лет был парализован.

- Былины говорят, что однажды к Илье пришли «калики перехожие», которые вылечили его, на самом же деле целителями были волхвы (языческие жрецы. - Авт.), - рассказывает вице-президент клуба «Некоторые киевские тайны» доктор физико-математических наук Алексей Стеклов. - Вместе с исцелением Илья получил и огромную силу. Тогда и поступил на службу к князю Владимиру Крестителю.

Мощи Ильи Муромца хранятся в пещерах Киево-Печерской лавры.

Командир древнерусского спецназа

После множества ратных подвигов Илья Муромец дослужился до должности воеводы. Князь поручил ему самую ответственную задачу - защищать границы Киева от вражеских вторжений, а заодно перехватывать купцов-челночников, которые пытались объехать Киев между днепровскими островами, не заплатив пошлину.

- Идею основать заставу на территории современного острова Муромец князь Владимир вынашивал давно, - продолжает Алексей Стеклов. - В ту пору жизнь Киева во многом зависела от купеческих караванов, что шли по Днепру. И если торговые пути перекрыть, столица могла утратить свое могущество. В свое время таким способом князь Олег захватил город - его ладьи незаметно прошли с севера по речке Десенка (Черторой) и, обойдя Киев, перегородили Днепр в районе современного моста Метро. Караваны не пускали в столицу, и городское купечество и бояре стали роптать. Видя такое, правители Киева Аскольд и Дир отправились на поклон к Олегу, но тот, как известно, приказал их убить. Чтобы не допустить подобной блокады, князь Владимир приказал Илье основать заставу в районе острова недалеко от заводи Доманя.

Гарнизон заставы насчитывал до тридцати человек тяжелой кавалерии - своего рода спецназ Киевской Руси. В распоряжении пограничников было несколько лодок, а также огромный канат, которым они перегородили проход между левым берегом и заставой. Если дозор замечал нарушителей, которые втихую пытались обойти Киев по Черторою, их немедленно задерживали.

- Зарплату (по-древнерусски - кормление) Илья с богатырями наверняка определяли себе сами, не забывая, конечно, о премиальных и особенно о сверхурочных с повышенным ночным тарифом, - рассказывает Алексей Стеклов.

Илья с товарищами не только ловили контрабандистов, но и стерегли земли от врагов, в особенности от половцев, которые частенько нападали на русские земли. Если дозор замечал приближение врага, Илья первым бросался ему навстречу. И до прихода основных сил ему удавалось задержать противника. Как он это делал? Богатырь вызывал на бой самого храброго воина. Условия были таковы: чей представитель проиграет поединок, та сторона и отступает. Муромец ни разу не проиграл.

Памятник богатырю в Муроме.

Муки совести

Казалось бы, о лучшей карьере не мог мечтать ни один витязь того времени. Но Илья Муромец однажды попал в княжескую опалу. А причиной стал Соловей Разбойник.

- Былины рисуют нам Соловья как бандита, который, сидя на дереве, своим свистом убивал все живое, - продолжает Стеклов. - Но по одной из версий, Соловей Одихмантьев-сын - не кто иной, как один из лидеров волхвов. И люди, которые встречались с ним, падали не от его свиста, а от зажигательных речей, в которых он восхвалял языческих богов. Соловей выступал против новой христианской веры, и потому Владимир приказал Илье обезглавить его.

По одной из версий, Илью вскоре замучила совесть. Видимо, он вспомнил, что волхвы однажды спасли его от неизлечимой болезни, и он принялся осаждать самую древнюю церковь на территории Киева, впоследствии названную Ильинской. К счастью, Илья вовремя одумался. Князь после этого приказал бросить его в темницу, но позже выпустил.

Богатырь и святой

Летописи рассказывают, что на склоне лет Илья Муромец стал монахом Киево-Печерского монастыря. Мощи богатыря до сих пор хранятся в пещерах Лавры. Один из исследователей жизни Ильи Муромца кандидат географических наук киевлянин Сергей Хведченя в книге «Илья Муромец - святой богатырь» называет рост и возраст богатыря. Автор ссылается на исследования, проведенные специалистами в области криминалистики над лаврскими мощами еще в начале 1990-х годов.

«Рост Ильи Муромца составлял 177 сантиметров, - пишет Хведченя. - Конечно, сегодня такими параметрами никого не удивишь, но тогда этот рост был гораздо выше среднего. Ученые также отметили в поясничном отделе мощей серьезное искривление позвоночника. Это могло затруднять передвижение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. Возраст былинного богатыря был определен специалистами в 40-45 лет. Но, возможно, и на 10 лет больше».

Кстати, по мнению Хведчени, Илья Муромец жил не в одиннадцатом, а в двенадцатом и тринадцатом веках. Он также называет причину смерти богатыря - ранение копьем.

«На склоне лет Илья замаливал свои грехи и вел размеренный образ жизни в Лавре, - продолжает исследователь. - Впрочем, богатырская сила не оставила его. Пример тому - последний его ратный подвиг. Это случилось во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев в 1203 году. Город взяли приступом. Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили. Большая часть города была сожжена дотла. Враги безжалостно расправлялись с жителями стольного града. По свидетельству летописцев, такого разорения в Киеве дотоле не бывало. Ясно, что славный богатырь не мог оставаться в стороне и вновь взялся за оружие. Илья был ранен в сердце, но перед тем как погибнуть, положил много врагов в том смертельном бою…»

За ратные подвиги Илья Муромец был канонизирован православной церковью и причислен к лику святых.