Перевозчики продолжают жаловаться на безденежье, заявляя, что уже полгода работают себе в убыток. «Комсомолка» попыталась разобраться, действительно ли владельцы маршруток ничего не зарабатывают на пассажирах?
«Платить придется больше»
- То, как мы работаем последнее время, врагу не пожелаешь, от прибыли остаются одни баранки. Чтобы отремонтировать автобусы, приходится занимать у знакомых, - в один голос жалуются перевозчики. - Хотят киевляне этого или нет, а платить придется больше. 3-4 гривны для начала будет достаточно.
Поддерживает маршруточников и глава ассоциации перевозчиков Киева. По словам Валерия Липецкого, проезд должен вырасти как минимум на 20-25%.
- Сегодня пришло время, когда повышение будет экономически обоснованным, - говорит Валерий Липецкий. - Если учесть, что нынешний тариф составляет от 1 грн. 50 коп. до 2 грн. 75 коп., проезд может подорожать минимум до 3 грн. Сами посудите: дизтопливо еще в ноябре стоило 5 грн. 30 коп., сегодня 6 грн. 90 коп. за литр. За последние месяцы на 20% подорожали запчасти. В ноябре на 200 гривен подняли минимальную зарплату... Без повышения не обойтись.
«Нас обманывают»
На первый взгляд аргументы перевозчиков довольно весомы. Но что готовы дать маршруточники горожанам в обмен на увеличение стоимости проезда: дополнительный комфорт, быструю доставку или VIP-места в маршрутках?
- Повышение не имеет под собой обоснованных причин, - говорит финансовый аналитик Геннадий Столяренко. - Посмотрите сами, во что превратились киевские маршрутки. В основном это старые, разваленные автобусы, из которых выжимают последние соки. В часы пик проезд превращается в каторгу. Водители вопреки правилам позволяют себе забивать салон под завязку. Я уже не говорю о шоферах, которые грубят, курят в салоне... Что же получит киевлянин, заплатив за проезд вместо двух три гривны? Ровным счетом ничего. Маршрутки не станут новыми, водители - культурными, при этом в салонах станет еще тесней, ведь каждый пассажир - это целый трояк выручки! Учитывая наш менталитет, могу предположить: чем дороже будет проезд, тем больше водители будут «трамбовать» свои маршрутки. Выходит, повышая цены, взамен нам не дают ровным счетом ничего. А значит, обманывают.
Считалка «КП»
По идее, повышая цены, маршруточники должны дать нам что-то взамен. Например, дополнительный сервис, хотя бы гривен на 500 в день на машину. Что может получить за эти деньги простой пассажир?
Себестоимость чашечки кофе в среднем обойдется владельцу автобуса в 30 коп. Если учесть, что в день маршрутка перевозит около 1500 пассажиров, выходит, на кофейные нужды маршруточный босс будет тратить 450 грн. в день.
Закупочная цена одной газеты составит около 1,2 грн. Чтобы обеспечить всех прессой, владельцу маршрута придется выложить целых 1800 грн. Но если учесть, что периодику читает не каждый и из 1500 пассажиров поинтересоваться новостями пожелают менее половины, устроить информационный бум в маршрутках вполне реально.
Многие жалуются: маршрутки грязные и внутри, и снаружи. За 500 грн. водители раза три в день могут заезжать на мойку (120 грн.) и один раз чистить салон (100 грн.)