Проводники падают в обморок
- Это со стороны только кажется, что на железной дороге все хорошо – чистенько, покрашено, - с такими словами появились они на пороге «КП». – А работники дошли до критической точки.
По словам работников ЮЖД, на предприятии ни в чем нет порядка, начиная от условий работы проводников до безопасности пассажиров в поездах.
- Часто в рейс вместо двух проводников в вагоне едет один. О какой безопасности пассажиров можно говорить, если он не отдыхает? – возмущается начальник поезда Харьков – Санкт–Петербург Александр Абросимов. - Было даже, что один проводник на два вагона работал. После суток дежурства реакция у такого проводника уже не та. К тому же на нашем устаревшем подвижном составе! Если сработает сигнализация, один проводник может просто не успеть отреагировать и вовремя остановить поезд. Летом, правда, нам в помощь дают студентов. Но какие из них работники? Они пришли подработать. Мне приходится самому подменять своих людей, чтобы дать им хоть немного поспать в пути. У меня был случай, когда проводница, высаживая пассажиров после рейса, прямо на перроне упала в обморок от переутомления. <подзаголовок_еж>Каждый пассажир должен купить на 10 грн
<текст_еж>Александр Абросимов чуть больше года назад возглавил свободный профсоюз в родном Харьковском вагонном участке № 1. Теперь все нарушения на ЮЖД фиксирует на видео. С собой в редакцию он прихватил кадры, снятые на маршруте Харьков – Львов, на котором временно работал в последние месяцы.
- В купейном вагоне состава Харьков – Львов кондиционеры не работают, унитаз без дна, умывальник течет, пол проваливается, - комментирует отснятое видеоподтверждение начальник поезда. – Чистящими средствами нас не снабжают, только дезинфицирующими. Проводникам приходится соблюдать санитарию за собственные деньги. Мы же должны еще и продать каждому пассажиру товар на 10 - 12 грн. в зависимости от «фирменности»: чай, кофе, пиво, чипсы и что-нибудь сладкое.
- А если не продадите?
- Снимают премию. Могут еще и выговор объявить.
В питерском поезде на полках лежал снег
До львовского маршрута Александр Абросимов работал на составе Харьков – Санкт-Петербруг (недавно этот поезд стал фирменным и теперь называется «Белая акация»). О зимних рейсах до сих пор не может говорить спокойно.
- Вагоны не прошли обязательного ремонта, - признается Александр. - Рамы болтались, в одном туалете не работал слив, в другом – дверная ручка. В тамбуре заклинило дверь, и люди с вещами карабкались с обратной стороны перрона возле туалета. Когда ударили морозы, у нас прямо в пути отказало электроотопление. Пришлось топить углем, причем отвратительного качества (СЭС запретила потом использовать его из-за высокой токсичности). Однако при расшатанных рамах тепло не удерживалось в вагонах и уходило наружу. В купе было от 0 до 7 градусов! В некоторых вагонах на нижних полках лежал снег, на столах замерзала вода в бутылках. Что мы только не делали, чтобы успокоить возмущенных пассажиров! Кому одеяло дополнительное давали, кому сто граммов наливали. У проводниц от холода руки до крови растрескались. Но сколько не жаловались начальству, реакции не было. Пришлось самим кое-как починить отопление.
Россия не признала «Белую акацию» фирменной
Когда пассажиры рейса подали в суд на условия проезда в питерском поезде, начальник вагонного участка вынес Абросимову выговор, снял с этого маршрута. Начальник поезда отстоял свою правоту и недавно снова вернулся на родной поезд.
- Не знаю, что в нем фирменного, - удивляется Александр. – Разве что покраска свежая да цена билета стала на 80 гривен дороже – теперь 445 гривен. Не зря российская сторона не признала этот поезд фирменным, в билетах указывает лишь «скорый».
Люди уже созрели до забастовки, уверяют представители свободных профсоюзов.
- У нас немыслимая организация труда, - говорит Александр Абросимов. – Мы должны укладываться в нормативы, которые просто нереально выполнить при таком урезанном штате. К примеру, поездная бригада за полтора часа до отправления поезда должна успеть пройти инструктаж у себя в вагонном участке на Сортировке, приехать на вокзал (вечером транспорт оттуда практически не ходит), сделать в вагоне влажную уборку, расстелить дорожки, разложить белье по купе, получить продукты и пиво… И при этом за полчаса до отправления уже стоять на перроне! Конечно, в это время нереально уложиться, поэтому люди приходят намного раньше. К тому же все службы на вокзале работают до 20.00. И позже получить белье или продукты не у кого. А если поезд отправляется ночью? Чтобы все успеть сделать, как требует инструкция, приходится практически жить в своих вагонах. И никто это время нам не оплачивает.
Пиво в банках взрывается от жары
Мы решили сами взглянуть на пресловутую «Белую акацию» и накануне отправления питерского поезда кореспондент «КП» пришел на вокзал. В семь часов вечера служба выдачи продуктов и пива уже была закрыта. Грузчики, развозившие по составам мешки с бельем, только пожали плечами:
- Вообще-то мы работаем до восьми…
Бригада «Белой акации» с часу дня приводила в порядок состав. Хотя по нормам люди должны были прийти на работу в 21.00 (отправление в 22.26).
- А тем, кто вообще ночью едет, приходится спать на вокзале – такси ведь нам не заказывают, - добавляет начальник питерского поезда. – И переработка никак не оплачивается.
Поездная бригада провела экскурсию по своему составу. От фирменности напоминают только искусственные цветы белой акации, приклеенные к стене скотчем. Духота – невыносимая. В самом холодном вагоне (единственном, где есть кондиционер), термометр показывал 35 градусов тепла. Окна открываются только в одном купе «холодного» вагона. Чтобы хоть немного облегчить жизнь пассажирам, проводники гвоздиками (!) закрепили раму в купе так, чтобы в окне получилась щель.
- У меня пиво в банках взрывается от жары, холодильника ведь в нашем «фирменном» поезде нет, - признается проводница Мария.
На полу в туалете – вода из-за протекающего слива. На дверях – ржавчина. Амбросимов показывает латку на трубе отопления, которую они поставили еще в феврале. Бригада подтвердила – ремонтники здесь за день не появились ни разу.
- Мыло для туалета нам выдали? – интересуется начальник поезда у своих людей.
- Нет, но мы успели купить сами, - отчитываются они.
Осмотрщики не успевают проверять поезда?
В свободном профсоюзе, как оказалось, состоят не только проводники. С первых же дней организации в нее вступил и рабочий персонал. Любовь Ивановна уже 11 лет заливает воду в вагоны перед отправлением.
- Тяжести таскаем – не то слово. Сам шланг неподъемный, так и его не хватает на весь состав, приходится на себе тянуть от вагона к вагону.
- А время ограничено, всех заправить не успеваем, - подключается ее напарница Люда. – Людям потом в поезде ни рук не помыть, ни чаю попить.
- За эти годы, что я здесь работаю, только все хуже становится. Зарплата мизерная, а условия – адские: зимой – в стужу, летом – в жару. Мы даже помыться толком не можем – вода в душе в любое время года только холодная. Хорошо хоть профсоюз добился, чтобы нас не заставляли бесплатно по жаре траву вдоль дороги рвать и мусор убирать.
- Недавние ЧП на железной дороге – не случайность, - уверяет уполномоченный представитель конфедерации свободных профсоюзов Украины на ЮЖД Владимир Демиденко. – Сокращают рабочие профессии, даже такие важные, как осмотрщики вагонов. А ведь они должны следить за безопасностью колесных пар, тормозов и прочих деталей поезда! Их так сократили, что они просто не успевают обойти весь состав. Вместо шести человек теперь на одном составе работают двое. А ведь одновременно прибывают несколько поездов…
Комментарий ЮЖД
«Людей у нас не обижают!»
Претензии сотрудников железной дороги прокомментировала и. о. помощника начальника по кадрам пассажирской службы ЮЖД Галина Цицалюк.
- Неправда, что наши службы (те, которые отправляют бригады в рейс – авт.) работают до 20.00. Они подвязаны к движению поезда и открыты круглосуточно. Что касается норм рабочего времени, они регламентируются соответствующими приказами «Укрзализныци». Если представители свободных профсоюзов хотят предложить свои нормы, пусть дадут нам обоснование, а мы уже посмотрим.
Да, проводников у нас действительно не хватает. «Укрзализныця» сейчас на стадии реформирования, по примеру российских, казахских и прибалтийских дорог. Поэтому в ближайшем будущем штат не увеличится – нет пока таких денег. Но заверяю вас, что все, кто работает без сменщика, получают дополнительную оплату, а в выходные – в двойном размере. Это предусмотрено коллективным договором. Людей у нас не обижают. Конечно, осмотрщиков тоже сейчас меньше норматива. Но норматив – это желаемое, в него закладывается все по максимуму. На деле же ребята успевают выполнять свою работу. Иначе наш ревизорский аппарат давно бы отреагировал.
По техническому состоянию вагоны у нас, и, правда, старые. Но хороший проводник всегда держит свой вагон в надлежащем виде. Кроме того, они регулярно ремонтируются, и перед рейсом целая комиссия вместе с начальником поезда и санврачом принимают состав.
Кстати
Терруправление Госгорпромнадзора завтра начинает плановую проверку соблюдения условий труда и безопасности пассажиров на ЮЖД.
Фото автора и предоставлено Александром Абросимовым.