Алексеевская линия могла быть наземной

Алексеевская линия могла быть наземной

Обком партии забраковал… васильки

Строительство метро в Харькове началось в 1968 году. Руководители города вбили колышек возле железнодорожного вокзала и первыми вогнали лопату в землю. Возводить метро начали с «Южного вокзала».

Как будут размещаться ветки будущего метро, решали совместно с «Харьковпроектом». Главное было соединить жилые массивы и промышленные районы, поэтому первая линия пошла в заводскую сторону: она нанизала спальный район на Холодной Горе, центр города, прошла через два вокзала – Южный и Леваду, и захватила все заводы. В то время уже закладывалась и Салтовская линия.

– Все наши решения по архитектуре станций, глубине их заложения рассматривались в Союзе архитекторов, потом – на градостроительном совете, утверждались в Госстрое в Москве и только после этого одобрялись обкомом партии, – вспоминает Владимир Спивачук. – Пройти последнюю инстанцию было сложнее всего. Партийные органы строго следили за каждой деталью архитектуры, и если что-то не нравилось – добро не давали. Так, например, «Леваду» (сегодня – «Пр. Гагарина») заставили переделывать из-за… васильков. Мы хотели сделать эту станцию в этническом стиле. Народный умелец из-под Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. И что же вы думаете? Прошли все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. И вот идет обсуждение членов бюро обкома партии, и вдруг председатель облисполкома говорит: «Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых полях. Не годится!» И зарубили. Тогда же изменили название станции на «Проспект Гагарина» и заставили делать отделку в мраморе. Но получилось плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось всего полгода. По нашей первой задумке колонны очень выделялись на фоне объемной керамики, а в мраморе они затерялись.

«Университет» – лучшая станция в СНГ

Самая любимая станция метро Владимира Спивачука – «Университет», точнее «Дзержинская». Правда, именно она далась архитектору тяжелее всего.

– Два года я думал над ее решением – ну никак она не шла, – улыбается Владимир Александрович. – Хотелось сделать ее торжественной, величественной, триумфальной, ведь площадь Дзержинского (нынче – Свободы) – самая большая в Европе. Придумал пять вариантов, но все не то. А потом сел и за одну ночь нарисовал. Утром согласовал, так она и пошла один к одному – ничего не меняли. И даже сейчас, проезжая эту станцию, чувствую эмоциональный подъем. Даже в Москве признали, что это лучшая станция в СССР. Не раз слышал об этом и от представителей разных зарубежных делегаций, которые приезжали к нам перенимать опыт.

Кстати, «Дзержинская» планировалась глубоко под землей, как и «Советская». Но Владимир Спивачук был против – не хотел превращать ее в мышеловку. И смог переубедить руководителей всех уровней, что так будет лучше.

– Я хотел, чтобы архитектура станции продолжала архитектуру города, а это было возможно только при неглубоком заложении, – отмечает Владимир Спивачук.

Строительство этой станции тоже было нелегким. Городские власти поставили условие – не перекрывать улицу Сумскую и не трогать сад имени Шевченко. Пришлось сократить «Дзержинскую» по длине, а все служебные и технические помещения вынести на второй этаж. Так появилась первая многоярусная станция метро в СССР. Идея понравилась, после чего по такому принципу строились «Метростроителей», «Научная». Новые «Алексеевская» и «Проспект Победы» тоже были утверждены двухъярусными.

«Ботсад» над землей не пропустили

Первая линия метро – Холодногорско-заводская – далась харьковским метростроителям тяжело, а вот Салтовскую сделали лучше и быстрее.

– Когда Госкомиссия в 1986 году принимала вторую линию, ко мне подошел начальник «Главтранспроекта», который ведал всеми проектными организациями, и спрашивает: «Какой самый лучший метрополитен в Союзе?» Я сказал, что Минский (его только пустили). А он мне отвечает: «Нет, лучший – Харьковский». Но я и сам это знал, только свою работу хвалить негоже, – признается Спивачук. – На тот момент наш метрополитен был сделан на высочайшем техническом уровне – со всеми видами авторегулирования, пилотного ведения поездов (без машиниста). В Москве и Киеве этого нельзя было сделать, потому что станции старые.

А вот Алексеевская линия изначально проектировалась как наземная. Но к моменту, когда дело дошло до строительства, оказалось, что Харьков настолько разросся, что это уже невозможно.

– Лично мне больше нравится наземный метрополитен, потому что он органично вписывается в архитектуру города, – утверждает Владимир Александрович. – Мы хотели сделать наземным хотя бы «Ботанический сад». Разработали проект станции-моста. То есть поезд выходил бы из туннеля, проезжал над яром с деревьями, ручейком, озерами, а дальше снова въезжал бы под землю. Причем мост был бы двухъярусным: внизу – поезд, сверху – автомобильный поток. А когда окончательно рассматривали проект, начальник «Метростроя» сказал, что он против. Мол, если станция будет наземной, то в срок ее не пустят. Пришлось все кардинально менять.

Проверка слуха

Подземного города в Харькове нет?

Владимир Спивачук утверждает, что такого подземного города, как в Московском метрополитене, у Харькова нет. А вот про тайные ходы и тоннели, о которых ходят легенды, рассказывать не захотел. Сказал только, как при строительстве «Центрального рынка» были обнаружены три больших тоннеля, которые шли от Покровского собора в сторону Куряжа. Два из них выложены кирпичом, а третий – дубовыми сваями. Предположительно, эти ходы построили монахи. Метростроителям пришлось частично их уничтожить, так как они были на пути у станции.

Кстати

«Пушкинскую» создали женщины

Многим харьковчанам нравится станция «Пушкинская». И это неудивительно, ведь ее создали женщины – Елена Незим и Елена Перепелица. Талантливые архитекторы попытались в камне отразить пышность и богатство времен Пушкина – балы, тяжелые портьеры на окнах, и у них это получилось как нельзя лучше, уверен Спивачук.

Правда, до конца задумку «Пушкинской» реализовать так и не удалось. Там, где сейчас стоит памятник Ярославу Мудрому, планировался необычный пьедестал, а на нем – окно, легкая занавеска, треплющаяся на ветру, вокруг разбросаны листочки со стихами, а на них – пистолет. Только этот последний аккорд архитектуры «Пушкинской» не утвердили.

Важно!

Сводчатый потолок – наше изобретение

Несколько ноу-хау в проектировании станций метро были разработаны в Харькове. Например, именно у нас впервые появились сводчатые станции. Заводы не успевали сделать сборные конструкции, а ждать было некогда. Вот и решили перейти на железобетонный монолит. Создали по такому принципу «Центральный рынок», а дальше – «Спортивную», «Московский проспект», «Советской Армии». К тому времени завод уже наштамповал сборных изделий, и на Салтовской линии сводчатых станций практически нет.

Справка «КП»

Владимир Спивачук – удивительный человек. Под его руководством создано не только 27 станций Харьковского метрополитена, но и шесть станций в Днепропетровске, скоростной трамвай в Кривом Роге. Также он участвовал в проектировании станций для Киева, Москвы, Волгограда, Ташкента, Красноярска, Свердловска. Последняя станция, которую сделал Спивачук, – «23 Августа». Говорит, что позволил себе уйти на пенсию только после того, как провел метро к своему дому.

Получил две Госпремии Совета Мминистров СССР за первую и вторую линию Харьковского метрополитена.

 

Политика

Отец Екатерины Гандзюк пожаловался на слежку и непонятные телефонные звонки
Отец Екатерины Гандзюк пожаловался на слежку и непонятные телефонные звонки [видео] 153 1

Виктор Гандзюк подозревает главу херсонского областного совета Владислава Мангера.

Денисова: пришлось остановить Москалькову в коридоре
Денисова: пришлось остановить Москалькову в коридоре [фото, видео] 437 2

В Греции украинский и российский омубдсмены поговорили о задержанных Россией моряках.

Агитацию на лбу написать можно, а на балконе нельзя
Агитацию на лбу написать можно, а на балконе нельзя 140

В центре Киева на балконе жилого дома патрульные обнаружили предвыборный баннер. На хозяина квартиры составили протокол.

Экономика

Monton закрывает все украинские магазины, но одежду распродавать не будет
Monton закрывает все украинские магазины, но одежду распродавать не будет 448

Остатки передадут в страны Балтии.

Как в этом году будут дорожать отопление и горячая вода
Как в этом году будут дорожать отопление и горячая вода 202 3

Местные теплокоммунэнерго уже подготовили свои предложения по увеличению тарифа.

Прокуратура Австрии: деньги из обанкротившихся украинских банков ушли в оффшоры
Прокуратура Австрии: деньги из обанкротившихся украинских банков ушли в оффшоры 589 2

Под следствием оказались 30 подозреваемых, среди которых есть граждане Украины.

Общество

Андре Тан: самые короткие юбки – в Харькове и Днепре, а Западная Украина любит  антисекс
Андре Тан: самые короткие юбки – в Харькове и Днепре, а Западная Украина любит "антисекс" [видео] 345

Дизайнер рассказал, чем отличаются модницы Западной и Восточной Украины.

Книжная полка: Польские детективы, изломанные войной сербы и языковой вопрос по-белорусски
Книжная полка: Польские детективы, изломанные войной сербы и языковой вопрос по-белорусски 156

О чем интересном пишут сегодня наши ближайшие соседи.

Анекдоты в номер: 22 февраля
Анекдоты в номер: 22 февраля 70

Смеемся вместе с "КП в Украине".

Светская хроника и ТВ

Собчак поссорилась со Шнуровым из-за интервью его бывшей жены
Собчак поссорилась со Шнуровым из-за интервью его бывшей жены [фото] 365

Ведущая обвинила лидера "Ленинграда" в том, что выпуск с Матильдой удалили с YouTube.

Гордон: Дудь оплатил мне бизнес-перелет и номер в Вене
Гордон: Дудь оплатил мне бизнес-перелет и номер в Вене [видео] 705

Журналист рассказал подробности недавно вышедшего интервью.

Финалистка Нацотбора на  Евровидение-2019 : Боялась говорить на тему своего российского гражданства
Финалистка Нацотбора на "Евровидение-2019": Боялась говорить на тему своего российского гражданства [видео] 473

Участники группы YUKO Юлия Юрина и Стас Королев объяснили почему не будут выступать на территории РФ

Спорт

  Динамо  побеждает  Олимпиакос  и выходит в 1/8 финала Лиги Европы
"Динамо" побеждает "Олимпиакос" и выходит в 1/8 финала Лиги Европы 65

Победу "бело-синим" приносит дебютный гол Франа Соля.

 Шахтер  разгромно проигрывает во Франкфурте и вылетает из Лиги Европы
"Шахтер" разгромно проигрывает во Франкфурте и вылетает из Лиги Европы 220

Подопечные Паулу Фонсеки уступили "Айнтрахту" со счетом 4:1.

Элина Свитолина вышла в полуфинал турнира в Дубае
Элина Свитолина вышла в полуфинал турнира в Дубае 68

Украинка не заметила сопротивления соперницы.