Алексеевская линия могла быть наземной

Алексеевская линия могла быть наземной

Обком партии забраковал… васильки

Строительство метро в Харькове началось в 1968 году. Руководители города вбили колышек возле железнодорожного вокзала и первыми вогнали лопату в землю. Возводить метро начали с «Южного вокзала».

Как будут размещаться ветки будущего метро, решали совместно с «Харьковпроектом». Главное было соединить жилые массивы и промышленные районы, поэтому первая линия пошла в заводскую сторону: она нанизала спальный район на Холодной Горе, центр города, прошла через два вокзала – Южный и Леваду, и захватила все заводы. В то время уже закладывалась и Салтовская линия.

– Все наши решения по архитектуре станций, глубине их заложения рассматривались в Союзе архитекторов, потом – на градостроительном совете, утверждались в Госстрое в Москве и только после этого одобрялись обкомом партии, – вспоминает Владимир Спивачук. – Пройти последнюю инстанцию было сложнее всего. Партийные органы строго следили за каждой деталью архитектуры, и если что-то не нравилось – добро не давали. Так, например, «Леваду» (сегодня – «Пр. Гагарина») заставили переделывать из-за… васильков. Мы хотели сделать эту станцию в этническом стиле. Народный умелец из-под Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. И что же вы думаете? Прошли все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. И вот идет обсуждение членов бюро обкома партии, и вдруг председатель облисполкома говорит: «Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых полях. Не годится!» И зарубили. Тогда же изменили название станции на «Проспект Гагарина» и заставили делать отделку в мраморе. Но получилось плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось всего полгода. По нашей первой задумке колонны очень выделялись на фоне объемной керамики, а в мраморе они затерялись.

«Университет» – лучшая станция в СНГ

Самая любимая станция метро Владимира Спивачука – «Университет», точнее «Дзержинская». Правда, именно она далась архитектору тяжелее всего.

– Два года я думал над ее решением – ну никак она не шла, – улыбается Владимир Александрович. – Хотелось сделать ее торжественной, величественной, триумфальной, ведь площадь Дзержинского (нынче – Свободы) – самая большая в Европе. Придумал пять вариантов, но все не то. А потом сел и за одну ночь нарисовал. Утром согласовал, так она и пошла один к одному – ничего не меняли. И даже сейчас, проезжая эту станцию, чувствую эмоциональный подъем. Даже в Москве признали, что это лучшая станция в СССР. Не раз слышал об этом и от представителей разных зарубежных делегаций, которые приезжали к нам перенимать опыт.

Кстати, «Дзержинская» планировалась глубоко под землей, как и «Советская». Но Владимир Спивачук был против – не хотел превращать ее в мышеловку. И смог переубедить руководителей всех уровней, что так будет лучше.

– Я хотел, чтобы архитектура станции продолжала архитектуру города, а это было возможно только при неглубоком заложении, – отмечает Владимир Спивачук.

Строительство этой станции тоже было нелегким. Городские власти поставили условие – не перекрывать улицу Сумскую и не трогать сад имени Шевченко. Пришлось сократить «Дзержинскую» по длине, а все служебные и технические помещения вынести на второй этаж. Так появилась первая многоярусная станция метро в СССР. Идея понравилась, после чего по такому принципу строились «Метростроителей», «Научная». Новые «Алексеевская» и «Проспект Победы» тоже были утверждены двухъярусными.

«Ботсад» над землей не пропустили

Первая линия метро – Холодногорско-заводская – далась харьковским метростроителям тяжело, а вот Салтовскую сделали лучше и быстрее.

– Когда Госкомиссия в 1986 году принимала вторую линию, ко мне подошел начальник «Главтранспроекта», который ведал всеми проектными организациями, и спрашивает: «Какой самый лучший метрополитен в Союзе?» Я сказал, что Минский (его только пустили). А он мне отвечает: «Нет, лучший – Харьковский». Но я и сам это знал, только свою работу хвалить негоже, – признается Спивачук. – На тот момент наш метрополитен был сделан на высочайшем техническом уровне – со всеми видами авторегулирования, пилотного ведения поездов (без машиниста). В Москве и Киеве этого нельзя было сделать, потому что станции старые.

А вот Алексеевская линия изначально проектировалась как наземная. Но к моменту, когда дело дошло до строительства, оказалось, что Харьков настолько разросся, что это уже невозможно.

– Лично мне больше нравится наземный метрополитен, потому что он органично вписывается в архитектуру города, – утверждает Владимир Александрович. – Мы хотели сделать наземным хотя бы «Ботанический сад». Разработали проект станции-моста. То есть поезд выходил бы из туннеля, проезжал над яром с деревьями, ручейком, озерами, а дальше снова въезжал бы под землю. Причем мост был бы двухъярусным: внизу – поезд, сверху – автомобильный поток. А когда окончательно рассматривали проект, начальник «Метростроя» сказал, что он против. Мол, если станция будет наземной, то в срок ее не пустят. Пришлось все кардинально менять.

Проверка слуха

Подземного города в Харькове нет?

Владимир Спивачук утверждает, что такого подземного города, как в Московском метрополитене, у Харькова нет. А вот про тайные ходы и тоннели, о которых ходят легенды, рассказывать не захотел. Сказал только, как при строительстве «Центрального рынка» были обнаружены три больших тоннеля, которые шли от Покровского собора в сторону Куряжа. Два из них выложены кирпичом, а третий – дубовыми сваями. Предположительно, эти ходы построили монахи. Метростроителям пришлось частично их уничтожить, так как они были на пути у станции.

Кстати

«Пушкинскую» создали женщины

Многим харьковчанам нравится станция «Пушкинская». И это неудивительно, ведь ее создали женщины – Елена Незим и Елена Перепелица. Талантливые архитекторы попытались в камне отразить пышность и богатство времен Пушкина – балы, тяжелые портьеры на окнах, и у них это получилось как нельзя лучше, уверен Спивачук.

Правда, до конца задумку «Пушкинской» реализовать так и не удалось. Там, где сейчас стоит памятник Ярославу Мудрому, планировался необычный пьедестал, а на нем – окно, легкая занавеска, треплющаяся на ветру, вокруг разбросаны листочки со стихами, а на них – пистолет. Только этот последний аккорд архитектуры «Пушкинской» не утвердили.

Важно!

Сводчатый потолок – наше изобретение

Несколько ноу-хау в проектировании станций метро были разработаны в Харькове. Например, именно у нас впервые появились сводчатые станции. Заводы не успевали сделать сборные конструкции, а ждать было некогда. Вот и решили перейти на железобетонный монолит. Создали по такому принципу «Центральный рынок», а дальше – «Спортивную», «Московский проспект», «Советской Армии». К тому времени завод уже наштамповал сборных изделий, и на Салтовской линии сводчатых станций практически нет.

Справка «КП»

Владимир Спивачук – удивительный человек. Под его руководством создано не только 27 станций Харьковского метрополитена, но и шесть станций в Днепропетровске, скоростной трамвай в Кривом Роге. Также он участвовал в проектировании станций для Киева, Москвы, Волгограда, Ташкента, Красноярска, Свердловска. Последняя станция, которую сделал Спивачук, – «23 Августа». Говорит, что позволил себе уйти на пенсию только после того, как провел метро к своему дому.

Получил две Госпремии Совета Мминистров СССР за первую и вторую линию Харьковского метрополитена.

 

Политика

Политическая неделя в юморе: Королевская свадьба и Иво Бобул
Политическая неделя в юморе: Королевская свадьба и Иво Бобул [фото] 300

Что рассмешило соцсети на этой неделе.

Порошенко ответил на петицию о запрете ЛГБТ-маршей
Порошенко ответил на петицию о запрете ЛГБТ-маршей 344 3

Президент напомнил о Конституции и добавил, что разделяет "обеспокоенность общественности по затронутой проблеме".

Штат Миссури признал украинский Голодомор геноцидом
Штат Миссури признал украинский Голодомор геноцидом 91 4

Прокламацию о признании выдал губернатор штата Эрик Гретенс.

Происшествия

В школе штата Индиана произошла стрельба
В школе штата Индиана произошла стрельба [видео] 39

Два человека в результате инцидента доставлены в больницу. Школа закрыта для посетителей, ученики и персонал эвакуированы.

Денисова: 33 ребенка пропали без вести на Донбассе
Денисова: 33 ребенка пропали без вести на Донбассе 176

Омбудсмен обеспокоена также ситуацией в других регионах.

Словацкую полицию обвинили в уничтожении улик в убийстве журналиста
Словацкую полицию обвинили в уничтожении улик в убийстве журналиста 110

Тела жертв переместили до осмотра судмедэкспертами, что затруднило работу специалистам.

Экономика

Нацбанк исключил WebMoney из реестра платежных систем Украины
Нацбанк исключил WebMoney из реестра платежных систем Украины 126 1

Решение принято в связи с применением персональных санкций к WebMoney.UAсогласно решению Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Факт. Счетчик газа теперь можно купить онлайн
Факт. Счетчик газа теперь можно купить онлайн 454 1

Компания "САМГАЗ", ведущий украинский производитель оборудования для измерения и учёта газа, запустила свой первый в Украине интернет-магазин по продаже счётчиков газа.

Доллар может немного подорожать
Доллар может немного подорожать 314

Эксперты говорят о стабильности на валютном рынке.

Общество

Илон Маск пытался купить домен  Украинской правды
Илон Маск пытался купить домен "Украинской правды" 233

Сперва бизнесмен подумал, что по этому адресу размещается российское издание.

Узаконить евробляхи: попытка номер пять
Узаконить евробляхи: попытка номер пять 304

В Верховной Раде зарегистрирован проект закона о льготной растаможке авто на иностранной регистрации.

В Австралии построили стену, чтоб спасти кенгуру от котов
В Австралии построили стену, чтоб спасти кенгуру от котов 303 1

Длина ограждения составила 44 километра.

Светская хроника и ТВ

Третий спин-офф  Звездных воин  будет посвящен приключениям Бобы Фетта
Третий спин-офф "Звездных воин" будет посвящен приключениям Бобы Фетта 23

Режиссером проекта может стать Джеймс Мэнголд, который ранее работал над фильмом "Логан".

Натали из  Холостяк 8 :  Рождену не нужны отношения
Натали из "Холостяк 8": "Рождену не нужны отношения" 881

Экс-участница романтического реалити рассказала о жизни после проекта.

Вайнштейна отпустили под залог в миллион долларов
Вайнштейна отпустили под залог в миллион долларов 92

Суд также обязал продюсера носить электронный браслет и не приближаться к женщинам, которые подали против него иск.

Спорт

Зинедин Зидан:  Ни  Реал , ни  Ливерпуль  - не фавориты
Зинедин Зидан: "Ни "Реал", ни "Ливерпуль" - не фавориты" 72

Главный тренер мадридского клуба провел пресс-конференцию в Киеве накануне финала Лиги чемпионов

Капитан  Реала :  Украина и Киев — очень особенные места для меня
Капитан "Реала": "Украина и Киев — очень особенные места для меня" 184

Серхио Рамос рассказал, чего ждет от киевского финала Лиги чемпионов против "Ливерпуля"

Безопасность: чего не стоит делать во время финала Лиги Чемпионов
Безопасность: чего не стоит делать во время финала Лиги Чемпионов 167

Пять советов от экспертов, как уберечь себя и свое здоровье во время массовых мероприятий.