Не город, а кладбище!
Инициатива происходит сверху: очистить обочины улиц и трасс от венков и памятников погибшим в ДТП. Представители «Автодора» пообещали привести магистрали в порядок в течение февраля. В харьковском отделении Службы автомобильных дорог план работы (какие улицы и проспекты очистят от обелисков в первую очередь и кто этим будет заниматься) еще не составили.
- Я даже распоряжения такого еще не видел, - объяснил «Комсомолке» замначальника предприятия по финансово-экономической части Юрий Медяйкин.
А работа дорожникам предстоит немалая: венками густо увешаны проспекты Московский и Гагарина, улицы Полтавский Шлях и Героев Труда. Кроме того, пешеходы на регулируемых перекрестках и «зебрах» то и дело натыкаются на обелиски – как правило, с детскими фотографиями.
Похоронную символику давно пора убрать с улиц города: когда едешь по проспектам, такое ощущение, что по кладбищу, считают чиновники.
- Очень правильное решение, нужно решать этот вопрос. У обочин дорог какие-то могильные плиты - абсурд! Даже если человека не стало в этом месте, венки должны быть на кладбище. Ну умру я в своей постели, так мне могильную плиту нужно у кровати городить? - возмущается глава департамента строительства и дорожного хозяйства Евгений Гриневич.
Статистики по погибшим из-за венков у гаишников нет
Обелиски и венки нужно убрать, потому что они отвлекают внимание водителей от дороги и могут стать причиной ДТП, объясняют свою инициативу дорожники. Похоронная атрибутика и вправду способна притягивать взгляды автомобилистов, соглашаются в ГАИ Харькова.
- Человек за рулем может попытаться прочитать фамилию погибшего и потерять управление. Но, если честно, у нас такой статистики нет, - разводит руками старший инспектор ГАИ по организации движения в Харькове Александр Скоморохов. - Как нет и законодательных актов, разрешающих самовольно устанавливать обелиски на месте трагедии. К тому же венок - не всегда показатель того, что участок дороги сложный: похоронную атрибутику размещают подчас даже там, где человек умер от сердечного приступа. Впрочем, обелиск обелиску рознь, размышляет гаишник: если родные погибших на Полтавском Шляхе решатся увековечить память своих близких на роковой остановке (а они об этом не раз говорили), возможно, городские власти все-таки сделают исключение. При этом Скоморохов признается: увидев обелиск на обочине, он сам ведет машину более внимательно.
Водители против уборки венков
Харьковские водители в большинстве своем против того, чтобы трассы очищали от похоронной атрибутики.
- Ни в коем случае не стоит убирать венки. Тем более - с опасных трасс. Они служат напоминанием для водителя, чтобы он поаккуратнее вел машину. Больше всего обелисков на трассе Киев – Одесса. Это сейчас, пожалуй, самая лучшая дорога, но на ней много опасных поворотов. И обочины вдоль трассы усеяны венками. Кроме того, есть и моральный аспект: родственники погибших хотят сохранить память о своих близких, - считает автомобилист Анна Церковная.
Венки гораздо меньше отвлекают внимание водителей от дороги, чем красочные бигборды, уверен автомобилист Анатолий Квит.
- Думаю, венки и обелиски убирать не нужно: они скорее предостерегают. Гораздо больше отвлекает реклама, баннеры и сити-лайты. А венки... их замечают, но обычно отводят глаза. И уж никак не вчитываются в фамилии погибших. Тут есть другая сторона: стоит ли выставлять личное горе напоказ?