В своем отношении к сокращению финансирования театров харьковские актеры разделились на два лагеря - тех, кто принял репрессии безропотно, и тех, кто не собирается сдаваться. Шевченковцы будуть голодать. Самыми активными оказались актеры театра им. Шевченко. По их сведениям, театру в лучшем случае оставят четыре миллиона вместо восьми - об этом руководству сообщили по телефону. Такое «обрезание» бюджета приведет с снижению зарплат, невозможности оплачивать коммунальные услуги и отсутствию новых постановок. В конечном же итоге, уверены шевченковцы, театр будет уничтожен.
По словам актера театра Валерия Брилева, в среднем артист 1 - 2 категории будет получать 600 грн на руки в месяц. Это даже меньше прожиточного минимума. Актеры убеждены, что за свои права нужно бороться разными методами - вплоть до объявления голодовки.
В музкомедии не привыкли жаловаться
В Харьковском академическом театре музыкальной комедии тяжелые времена решили переживать, плотно сжав зубы. Директор театра Игорь Коваль говорит, что работать будут так же, как и раньше.
- Мы не привыкли жаловаться. Пытаемся уменьшить затраты на зарплаты. К примеру, я уволил уборщицу и водителя, увольняем также совместителей. Некоторых переводим на 4-дневную рабочую неделю. Я думаю, бастовать было бы нужно в том случае, если бы финансирование уменьшили только нам. Но ведь плохо везде.
Театр пытается экономить и на постановках. В этом году в апреле зрители музкомедии увидят «Тайну Дон Жуана». Полотно, как рассказал директор, масштабное и требует немалых финансовых затрат.
- Мы хотели задник печатать - теперь рисуем. Выбираем более дешевые ткани для декораций, - говорит Коваль.
ХАТОБ требует формулу расчетов
ХАТОБу на огромное здание и тысячный коллектив денег нужно больше всех. По расчетам директора театра Любови Морозко, зарплата артистов в этом году уменьшится где-то на 30 %. Директор шутит, что до голодовок дело не дойдет - артисты балета и так регулярно голодают, дабы быть в форме.
- Нужна четкая формула распределения тех 10 миллионов, которые областной бюджет намерен дать учреждениям искусства, - говорит Любовь Морозко. - Для этого нужно учитывать численность коллективов и среднюю стоимость постановок, расходы на содержание здания и, естественно, статусы театров.
Любовь Морозко даже просит создать комиссию в облсовете, которая и должна распределить средства по закону.
Александр Барсегян: «В акциях протеста мы не участвуем»
Главный режиссер театра им. Пушкина рассказал «Комсомолке», что театр работает, как всегда, и никакого участия в акциях протеста принимать не будет. Хотя некоторые актеры русской драмы придерживаются другой точки зрения.
- Мы будем бороться за свои права, но только тогда, когда узнаем окончательную цифру и имя того чиновника, который поставит под документом, сокращающим нам финансирование, свою подпись, - говорит заслуженный артист Украины Анатолий Кубанцев. - Пока никаких официальных сообщений о сокращении финансирования нам не поступало.
По словам Анатолия Кубанцева, в театре уже сформирована инициативная группа, у которой есть все необходимые документы и профессиональные юристы.
Далеко не во всей стране актеры так быстро ощутили на себе финансовый кризис. Не будем говорить о Киеве – столица и есть столица, но, к примеру, в соседнем Донецке, где двойные оклады получают актеры двух академических театров, пока что зарплаты утверждены в полном объеме.
- Сейчас в нашем городе четыре академических театра, двум из них этот статус был присвоен в прошлом году. Актеры, которые получали двойные оклады, получают их и в этом году - расходы утверждены бюджетом, - рассказала руководитель художественно-литературной части Донецкого музыкально-драматического театра Ольга Байбак.