Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Гуляем по неизвестному Харькову

Гуляем по неизвестному Харькову

«Комсомолка» предлагает жителям города туристические маршруты, которых нет ни в одном буклете. Завершаем поход по маленьким музеям с большой историей. Музей академии городского хозяйства. Стол Бекетова и бронзовый «Аист-Феникс». Под сводами старинного дворца в самом центре Харькова можно увидеть скульптуры Мирталы Пилипенко, которые за честь считают выставить лучшие галереи мира.

Ну где, скажите, можно еще увидеть личные вещи самого известного харьковского архитектора Алексея Бекетова, как ни в музее академии городского хозяйства? Именно в этом вузе знаменитый зодчий работал в 30-ые годы прошлого века - преподавал архитектуру. Ему же завещал рабочий стол, за которым из-под карандаша мастера родился не один шедевр, и часть своей личной библиотеки. Причем среди наследия Бекетова не только книги по зодчеству, но даже томик любимого немецкого поэта Генриха Гейне.

Старинное здание, в котором расположился музей академии, само по себе – экспонат – оно было возведено в конце XIX века для князей Ширинских-Шихматовых. В одной из комнат – экспозиция работ из бронзы всемирно известного скульптора Мирталы Пилипенко, дочери репрессированного в 30-ые годы харьковского писателя Сергея Пилипенко. Среди композиций из металла - и «Птица Аист - Фениск» - проект, который боролся за право украсить Майдан Незалежности в Киеве. Не исключено, что эта композиция скоро в полный рост обоснуется в нашем городе.

Музей связи 

КВН и все, все, все

Письма разносили силачи и великаны, а чтобы посмотреть новости по первому послевоенному телевизору, экран заправляли глицерином, – все чудеса почты, радио и телевиденья за последние 150 лет – в музее связи.

Рядом с пузатой сургучницей, в которой застыла краска для штемпелей, - всевозможные печати – круглые, овальные, с маленькой удобной ручкой и наоборот очень длинной, отчего печать больше похожа на молоток. Сходство не случайно: клеймо из сургуча на письма ставили только мужчины-телеграфисты. Вообще, связь до первой мировой войны на Украине считалась делом не женским, в почтальоны брали только сильный пол, причем тех, кто был выше 1,80 м, с косой саженью в плечах, отметил председатель областной комиссии по истории связи Владимир Спасенов.

Чуть поодаль – первый дореволюционный коммутатор - такой работал, когда было очень мало телефонных номеров (луночек и проводков, при помощи которых соединяли звонивших, не больше 20).

Рядом – хоть и устаревший, но до сих пор востребованный во всех шахтах Донбасса и Луганщины, металлический телефон. Пробую поднять трубку – рука непроизвольно уходит вниз – трубочка весит, как хорошая гиря.

Напротив суперпрочного агрегата – несколько поколений радио- и телеприемников. Портативный приемник 1927 года (харьковского производства) заставляет удивиться: ни батарей, ни вилки для розетки – питался от сигнала, который ловил. А вот посмотреть новости по первому телевизору под названием КВН без химии не удавалось. Чтобы увеличить изображение, нужно было наполнить глицерином специальную выпуклую линзу и установить ее перед телевизором.

Музей истории православной церкви 

Хрустальная митра и звонкоголосые колокола

Первый и пока единственный на Украине музей истории православной церкви работает в самом сердце Харькова. Старинные иконы, деревянные распятия и даже едва уловимый запах ладана – в музее православия, едва переступив порог, сразу настраиваешься на особый лад. Под стеклом - головные уборы, похожие на короны, – митры, причем практически все - из ризницы (гардероба) митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Исключение – митра из соломы, которую подарил архиепископ Изюмский Онуфрий, и хрустальная митра от коллеги из России. Последняя, хоть и невероятно красивая, исключительно декоративная, отметил отец Максим Талалай: головной убор весит несколько килограмм, и носить его невозможно.

В музее можно увидеть облачение всех трех степеней духовенства: диаконский, священнический и епископский. Некоторые из экспонатов еще совсем недавно надевали, а затем подарили музею митрополит Никодим и архиепископ Онуфрий. Цвет и вышивка каждого одеяния соответствует поре года и церковному празднику: голубые тона, символ небесной чистоты, соответствуют Богородице, а золотые рясы непременно одевают на Пасху. На фоне величественных и ярких облачений выделяется с виду простой костюм: скромное верхнее платье, а полы белой рубахи расшиты цветами. Его владельцем тоже был митрополит Никодим, причем святой отец даже сам вышивал рукава одеяния.

Одна из изюминок музея – звонкие колокола, совершенно разные и неповторимые по звучанию. Среди них – уникальный колокол, который отлил знаменитый в XIX веке литейщик Рыжов. Его фамилию сейчас носит село Рыжовка, бывшее имение мастера, который создал серебряный колокол для Успенского собора.

Музей университета воздушных сил

Пояс спасший жизнь маршалу Бажанову и картины космонавта Леонова

Шлемы и перчатки знаменитых космонавтов, тюбики с космической едой и даже картины, нарисованные рукой знаменитого выпускника нашего воздушного училища Алексея Леонова. Все эти уникальные вещи хранятся в небольшом музейчике, который, по старой памяти, обитает в здании бывшей академии им. Говорова (теперь это один из корпусов ХНУ им. Каразина).

- Эту картину в подарок родному училищу Леонов нарисовал за 15 минут. Это – его палитра. А вот - фотографии с автографами, - показывает раритеты директор музея Анатолий Глушко.

Но космическая составляющая – далеко не единственное, чем могут похвастать в музее. Здесь можно увидеть некогда сверхсекретну. диораму – модель «Земля – космос», которую изготовили в 1966 году. По ней когда-то защищал кандидатскую диссертацию маршал артиллерии Бажанов.

Тут же можно увидеть и вещи маршала: шинель, китель, ордена и даже личное оружие. Особый раритет – ремень с погнутой пряжкой.

- Маршал был на передовой, на нем была портупея с ремнем. Рядом разорвался снаряд, и осколок попал в эту пряжку. Чуть выше или ниже – и Бажанов бы погиб, - рассказывает директор музея.