«Призываем не надевать кроссовки в филармонию»
- Здравствуйте, Юрий Владимирович. Сейчас все говорят об экономическом кризисе. На наших музыкантах он как-то сказался? Может, зарплату кому-то урезали?
- Нет, слава Богу, на сотрудниках филармонии кризис не сказался, но какое-то напряжение, ожидание - вдруг что-нибудь произойдет, мы испытываем. Стараемся лишних денег не тратить и милостей от природы не ждем, надеемся на себя и здравый смысл властей. Культура должна выжить в любой ситуации, на ней экономить нельзя.
- Меня зовут Елена. Хотела бы вам задать вопрос. Я слышала, что в филармонии начали вводить дресс-код. Действительно ли теперь после работы нельзя прийти в повседневной одежде приобщиться к прекрасному?
- Мы не ввели дресс-код, мы к нему стараемся приобщить людей. Я против любых запретов, просто хочется обратить внимание наших людей, что филармония – это не стадион. Мы призываем не надевать кроссовки, рваные джинсы и рюкзаки. Просто иногда доходит до неприличия. Мы понимаем, что у многих нет вечерних платьев и смокингов, вы еще попробуйте купить хороший смокинг в Харькове. Мы повесили правила филармонического этикета: какой должна быть прическа, что делать со шляпкой, если вы пришли в ней, кто должен подавать билет, как рассаживаться в зале, если пришли две пары. Я знаю людей, которые после нашего предложения одеваться нарядно на наши концерты купили себе костюм. У нас на концертах появились дамы в вечерних туалетах и это меня радует...
«Ренессанс» постоянно помогает
- Юрий Владимирович, это Евгения. В прошлом году фонд «Ренессанс» проводил благотворительную акцию, в некоторых супермаркетах стояли копилки. Насколько удачно прошел сбор денег для покупки органа?
- Эта акция в общем-то и не прекращалась, но она сникла. Как показывает практика, всем нужно заниматься систематически. К сожалению, ни у «Ренессанса», ни у нас такой возможности нет. А руководителям супермаркетов тоже не хватило настойчивости за всем этим следить.
- А филармония почувствовала, что были собраны какие-то деньги для нее, что-то было сделано на них?
- «Ренессанс» постоянно нам помогает. Это касается гастролей солистов, проведения первого аукциона, юридического сопровождения, покупки органа.
«С кариатид и атлантов сделают точные копии»
- Добрый вечер! Звонит Юлия, слышала, что в филармонии подорожали билеты. Почему и могут ли такие цены позволить себе харьковчане?
- Путь повышения цен – не наш путь. Во-первых, мы на этом много не заработаем, во-вторых, мы оторвемся от нашей любимой публики. У нас цены вполне приемлемые. Есть концерты, билеты на которые чуть дороже, но они по карману всем. Если вы у нас бываете, наверное видели, что у нас появились электронные кассы. Это позволит нам в ближайшее время ввести дисконтные карты, всевозможные скидки для постоянных слушателей. Со временем мы собираемся сделать абонемент. С первого декабря мы вводим скидки для пенсионеров и студентов.
- Юрий Владимирович, это Дмитрий. До меня доходил слух, что кариатиды, которые украшали большой зал, строители не реставрировали, а попросту разбивали...
- Ценности строительной они не представляют. Кариатиды и Атланты были сделаны из простого гипса, к тому же они все пришли в негодность, покрылись трещинами. С них были сняты слепки, будут сделаны точные копии (поверьте, они будут не хуже). На старых скульптурах было по пять слоев краски, рисунка лиц практически не было видно. Не волнуйтесь, ни один элемент декора не будет потерян: все ангелочки, завиточки, около тридцати гербов с кадуцеем будут на своем месте. Зал будет таким, каким его видели ваши предки.
- Добрый день, меня зовут Владимир. Интересно узнать, когда в новом зале появится орган?
- Я уверен, что у нас будет орган. Очень серьезно настроен по этому поводу наш губернатор. Недавно у него прошли переговоры с немецкой фирмой «Александр Шуке», которую выбрал международный совет экспертов. Если будет нормальное финансирвоание, новый орган к весне 2010 года может быть уже в Харькове. Арсен Борисович попросил немцев, чтобы не было никаких компромиссов по качеству. Это будет самый большой в Украине и один из лучших органов в мире.
«Орган из Успенского собора не выкинут на улицу»
- А что будет с органом в Успенском соборе?
- По нему будет приниматься отдельное решение. Но могу вас заверить, что никто его на улицу не выкинет. Он в хорошем состоянии, это отмечают все органисты.
- Разве плохо, что в Харькове будет два органа?
Это хорошо, но не так просто под него найти здание, орган требует большого помещения.
- Это Игорь. Я в прошлом музыкант, потом перешел в другую сферу деятельности. Обидно, что музыкой тяжело заработать достойные деньги и многие хорошие музыканты уезжают, стараются пробиться за рубежом. Большая у вас текучка кадров в коллективе?
- Состав оркестра стабильный, в хоре текучка больше, потому что зарплаты меньше, трудно людей удержать. За последние лет пять у нас уехал только один человек, и то по семейным обстоятельствам. В оркестре мало музыкантов среднего возраста, многие в 90-х годах уехали либо нашли другую работу.
Стройку закончат в 2010-м
- А какой порядок зарплат в нашей и в киевской филармонии?
- Они отличаются в три-пять раз. По-моему, это неправильная государственная политика, потому что провинция просто еле-еле выживает. Если солист нашей филармонии получает 800 гривен, а столичной – 4,5 тысячи, вот и считайте... Хотелось бы, чтобы справедливости в этом вопросе было больше. Я не считаю, что мы в пять раз хуже.
- Я играл раньше на трубе и знаю, что от качества инструментов зависит очень многое. Слышал от знакомых, что не очень-то хорошее состояние инструментов у вас.
- Могу вам сказать, что у нас вместо некоторых инструментов, простите, дрова просто. Если их дать иностранцу, то он даже не сыграет на них. Это трудно понять, как инструмент весь в заклейках и латках еще и играет. Государство здесь нам не помощник. Но вы знаете, что проводился благотворительный концерт в Нацбанке, мы купили клавесин, сейчас нам рояль привезли. Многие дали согласие участвовать в его покупке. Все, что мы покупаем, - благодаря нашим личным связям и хорошим отношениям с партнерами. Сами мы купить не можем: маленькая флейта может стоить 10 - 20 тысяч у.е.
- Юрий Владимирович, меня зовут Алексей, у меня вот какой вопрос: из-за финансового кризиса многие стройки заморожены, а как у вас с этим?
- Я ни от одного официального лица не слышал, что наша стройка прикрывается. До конца года деньги на нее есть. При нормальном финансировании весь комплекс откроется в 2010-м году.
«В последнее время очень много молодежи»
- Юрий Владимирович, это звонит Яна. У меня создалось такое впечатлениее, что молодежь не слушает класическую музыку. На ваши концерты приходят молодые люди?
- А вы придите в филармонию и посмотрите. У нас в последнее время очень много молодежи, особенно на классических хит-коцертах и джазовых, меня это очень радует. Сколько бы я вам ни рассказывал, как хорошо звучит оркестр, пока вы сами не услышите и не заболеете этим, не поймете, как это прекрасно. К сожалению, у нас выросло целое поколение, которое с десяти лет слушает рекламу спиртных напитков, пьет, курит, ничего не читает. Но я уверен, что в человеке генетически заложено стремление к прекрасному, поэтому люди к нам будут идти всегда.
- А как вы себе представляете, как выглядит ваш слушатель?
- Красивый, опрятно одетый, с умными, искрящимися глазами...