Цена не ниже себестоимости. - Я только могу констатировать вопрос себестоимости проезда, а это около двух гривен, - заявил «Комсомолке» начальник харьковской подземки Сергей Мусеев.
Еще в конце лета с подачи Михаила Пилипчука всерьез заговорили о 1,5 гривны за жетон. Тогда объясняли, что цена не может быть ниже себестоимости проезда. В минувшую пятницу в мэрии получили письмо от уже экс-начальника метро Геннадия Броншпака, в котором уже официально предлагали новый тариф на перевозку пассажиров - 1,9 грн.
- Никто не против того, чтобы метро было дешевым. Но есть экономика. Если бы государство компенсировало проезд хотя бы льготчикам, можно было бы в чем-то ужаться, какие-то программы свернуть. К тому же с декабря дорожает электроэнергия, вырастет минимальная зарплата, - отметил начальник городского департамента транспорта и связи Евгений Водовозов.
Маршрутки не будут обезъянничать
Тариф в 1,90 у экономистов вызывает улыбку.
- Ну что 1,90? В таком случае нужно до двух поднимать, чтобы очередей не было. Если подорожание пройдет как в Киеве, и введут проездной с солидной скидкой, ничего страшного не произойдет. В любом случае нужно, чтобы показали расчеты, - считает заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко.
Традиционно за подорожанием одного вида транспорта могут подтянуться и другие. Правда, пока «маршруточники» обещают цены не поднимать.
- Сейчас оснований для повышения цены проезда в маршрутках нет, - председатель областного Союза работодателей на транспорте Николай Шевченко.
Однако столичный опыт показал: не прошло и двух недель, как частники изменили подобным обещаниям.
Месяц на раздумье
Процесс подорожания жетончиков весьма продолжительный. Сначала тариф просчитают в управлении экономики горисполкома, затем его передадут в обладминистрацию, за которой и будет последнее слово. По процедуре, для того, чтобы новая цена начала действовать, должен пройти месяц после ее публикации в официальных СМИ. Получается, что даже по самым скромным подсчетам, у харьковчан есть еще месяц, а то и больше. Но если чиновники соблюдут все процедуры, дорогие жетоны станут для нас новогодним «сюрпризом».
Правда у нас уже было несколько прецедентов, когда новые цены начали действовать даже раньше, чем можно было бояться. К примеру, хоть прошлое подорожание подземки и было ожидаемым, точную дату не называли до последнего, так что оно свалилось, как снег на голову. Еще одна недавняя история – рост цены проезда в трамваях и троллейбусах. Новые тарифы обещали ввести с первого августа, но в итоге мы начали платить по 75 коп на несколько дней раньше.