Нарушать «подорожало»: со следующей недели водителей маршруток будут штрафовать на 170 - 255 гривен за провоз чрезмерного количества пассажиров, а за нарушение правил остановки во время посадки-высадки придется выложить и того больше – 255 - 340 грн.
Люди калечатся и рвут одежду
Много лет назад, когда основными транспортными средствами в Харькове являлись троллейбусы и автобусы, в каждом маршрутном такси висела табличка - «Перегруз ведет к аварии!». Водители строго следили за количеством пассажиров, а инспекторы ГАИ наказывали тех шоферов, которые не соблюдали это правило.
Сейчас эти утверждения кажутся откровенной сказкой. Ведь 99 % водителей харьковских маршруток всячески пытаются доказать, что автобус таки резиновый. По пути из пункта А в пункт В и без того перегруженная маршрутка, как правило, отмечается у каждого столба, подбирая людей, пока салон не забьется настолько, что филейные части пассажиров торчат из окон. Но хуже всего, если на одном участке встречаются несколько маршруток, следующих в попутном направлении. Тут начинается форменный «аттракцион». Какие ПДД! Какие пешеходы! Если впереди - клиенты, а сзади - конкуренты!
- Маршрутные такси сейчас – наш главный общественный транспорт. Они достаточно комфортабельны, только если бы не жадность водителей, лишающих пассажиров этого самого комфорта ради лишних денег, - жалуется жительница поселка Пятихатки Татьяна. - Один раз мне в маршрутке порвали новую куртку. А полгода назад в салон набилась куча народу, мы мчали с огромной скоростью, а когда резко затормозили, вся толпа повалилась на меня, и я вывихнула ногу. Считаю, что нужно вывести на маршруты государственные автобусы, водители которых будут получать фиксированную зарплату, и им просто не будет смысла набивать автомобиль до отказа.
Впрочем, водители как раз считают, что не они виноваты в переполненности транспорта.
- Мне гораздо комфортней вести автомобиль, когда в нем нет стоящих людей, – говорит водитель маршрутки Дмитрий. - В большинстве своем люди сами просятся в машину, даже когда она и так уже забита под завязку. Так что самый оптимальный вариант - поднять цены и закупить новые, более вместительные автомобили.
Нет кредитов – нет новых автобусов
В Госавтоинспекции утверждают – закон принят не для того, чтобы карать, а дабы предупредить вопиющие нарушения. То есть если водитель нарушает чуть-чуть, люди в погонах отнесутся к нему с пониманием, а вот тех, кто ездит «без тормозов», штрафовать будут по полной.
На здравомыслие гаишников надеются и автоперевозчики. Они и сами вроде не прочь изменить ситуацию в лучшую сторону, но жалуются, что финансовый кризис мешает...
- Конечно, нужно брать в салон столько людей, сколько прописано в техпаспорте, ведь эта норма в первую очередь рассчитывается, исходя из мощности двигателя, – соглашается председатель областного Союза работодателей на транспорте Николай Шевченко. - В идеале нужно провести исследования пассажиропотока и по результатам выстроить работу, но сейчас это сделать практически невозможно – ведь из-за повысившихся процентов по кредитам приобрести новый автомобиль крайне сложно. Так что никакие штрафы в данном случае не решат проблему в корне.
Ездить быстрее, чаще, без пробок
Некоторые владельцы автопредприятий, как это ни странно, восприняли новые штрафы на ура.
- Я считаю, нужно ужесточать штрафные санкции, – говорит директор одной из компаний- автоперевозчиков Анатолий Шатохин. - Только с начала этого года на дорогах погибло около 10 тысяч человек. Конечно, нужно бороться с такой жуткой ситуацией. Я на своем автопредприятии поставил перед водителями задачу - ездить по маршрутам чаще и быстрее, но брать при этом столько человек, сколько положено. Специально для этого увеличил количество бензина, которое выдается на смену. Надеюсь только, что власти тоже пойдут нам навстречу. Одна из главных проблем – пробки на дорогах, и ее нужно срочно решать.